Как интернет украл у нас стрит-арт
От редакции:
Этот текст о настоящем и будущем пермского стрит-арта мы готовили в течение лета, и среди тех, с кем встречались в процессе его написания, конечно, был Александр Жунёв. 9 августа Саши не стало. Мы публикуем статью с цитатами художника из нашего разговора в июне этого года.
В пермском уличном искусстве на слуху сегодня всё те же имена, что и 10 лет назад: Александр Жунёв, Алексей Илькаев (Sad Face), Виктор Фрукты, Вячеслав Moff и другие. За много лет, кажется, так и не появилось поколения, которое могло бы уверенно и ярко прийти на смену этим художникам или творить на равных, а провокационные работы на улицах города стали появляться реже.
«ТЕКСТ» поговорил с пермскими художниками, и узнал, как работа на заказ влияет на их творчество, почему стрит-арт теряет популярность у местной молодёжи и стоит ли пермякам ждать нового всплеска уличного искусства в городе в ближайшие годы.
Алексей Илькаев
Алексей Илькаев говорит, что новое поколение уличных художников в Перми всё же есть, но пока оно остаётся в тени. «Я знаю несколько молодых ребят, — рассказывает он. — Их можно было встретить в Доме грузчика, где мы часто проводили разные мероприятия для студентов, школьников и просто интересующихся стрит-артом».
Начинающие пермские художники, по его словам, полны идей, но пока не понимают, как подать их, чтобы город это заметил, и скромно рисуют во дворах спальных районов и на окраинах города. Сам же Sad Face, когда только появился в 2011 году, отметился «грустными лицами» так масштабно, что их можно было встретить буквально на каждом углу Перми.
Рисунок на Каме, Алексей Илькаев
Художник наблюдает разрыв поколений не только в стрит-арте, но и в других субкультурах, брейк-дансе или скейт-культуре, например. Молодых ребят здесь тоже крайне мало.
Как предполагают пермские уличные художники, искать «пропавшее поколение» стоит в интернете. «В нашем детстве не было сотовых телефонов и соцсетей, — рассказывает Александр Жунёв. — А сейчас в моде медиа, а не реальная среда, и все пытаются словить хайп именно в интернете. Завести видеоблог на Ютьюбе — вот что сегодня круто».
Молодому поколению мало интересна жизнь офлайн. Поэтому стрит-арт, как только поднялся на пик своей популярности в Перми, быстро начал выходить из моды. Продвинутая молодёжь хочет видеть, как растёт число просмотров и лайков у блога, а не рисовать на домах и заборах.
Развитие интернета повлияло и на то, что художники с меньшей решительностью теперь создают новые работы. «Все хотят делать уникальное, чего до тебя никто не делал. И вдруг видят в интернете, что кто-то реализовал похожую идею. Большинство на этом остановится и откажется от замысла. Но это заблуждение — я знаю, что есть идеи, схожие с моими, но когда начинаешь их развивать, практически всё оказывается по-другому», — считает Sad Face.
По-правде говоря, в пермском стрит-арте всё же есть новые имена. Художник Artøm, работающий под псевдонимом Ffchw — как раз из молодого поколения. Свои чёрно-белые рисунки он посвящает преимущественно проблемам экологии и эксплуатации детского труда. Встречаются они на центральных улицах города. Узнать работы художника можно безошибочно — все они выдержаны в одном стиле.
Среди коллег старшего поколения он выделяется тем, что держится особняком — Ffchw не встретишь ни на выставках, ни на мастер-классах. Но в фестивале «Длинные истории» в этом году он всё же принял участие. «Фестивали — это, конечно, хорошо, но со злободневными проблемами туда явно не по адресу», — говорит художник.
Работа Ffchw
Снижение злободневности — ещё одна черта пермского стрит-арта. Хотя художники сами считают, что в Перми этот градус никогда и не поднимался высоко. Самой яркой работой, о которой написали многие пермские и федеральные СМИ, был, пожалуй, стрит-арт «Гагарин. Распятие» Александра Жунёва. В 2015 году праздник Пасхи совпал с Днём космонавтики, и художник использовал это обстоятельство, изобразив на стене одного из домов Перми распятого на кресте космонавта.
Картина Александра Жунева, 2015
«Много ли у нас стрит-арта, честного, по-настоящему качественного, осмысленного, созданного местными художниками не в рамках фестивалей и не по заказу, без согласований, каким оно и должно быть? Всего несколько работ за 10 лет. Это просто капля в море для города, который ещё недавно назывался культурной столицей, по сравнению с тем как дела обстоят в Европе, ну или в той же Москве или Питере», — считает Ffchw.
Он говорит, что раньше работы пермских уличных художников были мощней. Создавали их в меньшем количестве, чем сейчас, но привлекали они интерес горожан гораздо сильнее. Сейчас же в Перми появляется множество абстрактных рисунков и портретных или «мультяшных» изображений, а провокационными работами город удивляет разве что Sad Face: то к матрёшкам приделает грустные лица, то впишет их в образ иконы, то дьявольские маски выпустит в гжельской росписи.
«В Перми вообще почти никогда не было социального стрит-арта, — категорично говорит Александр Жунёв. — Я пытался что-то делать — ту же историю с распятым Гагариным, но ведь я не то чтобы оппозиционер и нечасто делаю социально острые проекты. Я обращаю внимание то, что интересно мне самому: и на политическую ситуацию, и просто на городскую среду. Развиваю, например, технику пиксель-арта из скотча, хотя она не связана с политикой».
Работа Александра Жунева, 2017
Возможно, острых работ стало меньше в Перми ещё и потому, что многие художники сегодня не хотят идти на конфликт с властями. Те в свою очередь ужесточают мониторинг возможных социальных протестов и стараются пресекать их, в том числе, в стрит-арте.
А ещё протест — дело молодых, которых, очевидно, в пермском уличном искусстве сейчас мало. «Разные формы протестного и остросоциального искусства чаще возникают у молодёжи, — объясняет Алексей Илькаев. — А когда люди старше 25 лет делают стрит-арт, у них уже максимализм и радикальность сменяет нацеленность на коммерцию. Мы можем создавать социально острые работы, и периодически делаем это, но количество их, конечно, снизилось».
Уличные художники поколения 2010-х не скрывают, что всё чаще берутся за коммерческие проекты, и на собственные идеи, которые не нужно согласовывать с заказчиком, у них остаётся всё меньше времени. «Я мог бы делать больше некоммерческих проектов, если бы я был холост и без двух детей, — смеётся Александр Жунёв. — И сейчас время такое: чтобы что-то сделать большое, нужно немало денег, а кризис, вроде как, у нас».
Его работа, созданная к выборам губернатора Прикамья в 2017 году, вызвала много противоречивых отзывов. На стене дома на улице Революции он изобразил героев мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». Главный персонаж обращается к Двум из ларца с вопросом: «Вы что это, и голосовать за меня будете?», а в верхней части изображения написано: «Выбирай сам».
Август 2017
Рисунок был создан при финансовой поддержке пермского департамента культуры и молодёжной политики. Его идею и содержание художник предложил сам, но в обсуждении с властями рисунок всё же претерпел изменения.
«Работа на заказ очень изнашивает морально, — говорит Александр Жунёв. — Заказчику всегда нужно не то, что ты хочешь сделать. Ему это кажется или слишком экстравагантным, или слишком жëстким, что может создать конфликтную ситуацию. Всем надо позитивчик, что-нибудь яркое, веселёнькое, чтобы человек захотел с этим сфотографироваться, в Инстаграм выложить. Такое всегда очень трудно придумывать, чтобы вышло небанально. Но в основном только на таких проектах ты зарабатываешь деньги».
Sad Face сейчас напротив, полностью ушёл в свободное творчество и считает, что были бы идеи — финансирование на них всегда найдётся. «Чтобы заниматься творчеством, деньги особо не нужны. Ты всегда их найдёшь в нужном количестве, если твоя идея сильная», — говорит художник. Он сам пять лет работал только на коммерческих проектах: оформлял фасады домов и предприятий. Но в прошлом году оставил это и активно начал заниматься только собственными идеями.
Интересно, типичны ли пермские тенденции последних лет в стрит-арте для других российских городов и стран Европы? Александр Жунёв говорит, что в соседнем с нами Екатеринбурге волна уличного искусства сейчас гораздо сильнее, чем в Перми. В городе есть несколько негосударственных институций, которые профильно занимаются этим направлением искусства, например, фестиваль «Стенография» и стрит-арт галерея «Свитер». Кроме того, там есть Государственный центр современного искусства, который тоже поддерживает художников, проводит фестивали и выставки.
Алексей Илькаев, побывав в этом году на выставке уличного искусства Wandelism в Берлине, рассказывает, что проблем со стрит-артом там вообще нет: «Им буквально всё вокруг забомблено, много фасадов ещё в процессе, есть очень мощные работы». С поколениями художников в Берлине тоже совсем иная история, нежели в Перми: есть и те, кому за 50 лет, и очень много молодых ребят.
«Мне кажется, сами пермяки и город такой — в этом проблема. Пермь же — город ссыльных и работяг. Людям не нужен особо стрит-арт, — считает Александр Жунёв. — Пермяки, конечно, радуются, когда что-то происходит, но если им это искусство действительно было бы нужно, они бы активнее его поддерживали».
Этот текст о настоящем и будущем пермского стрит-арта мы готовили в течение лета, и среди тех, с кем встречались в процессе его написания, конечно, был Александр Жунёв. 9 августа Саши не стало. Мы публикуем статью с цитатами художника из нашего разговора в июне этого года.
В пермском уличном искусстве на слуху сегодня всё те же имена, что и 10 лет назад: Александр Жунёв, Алексей Илькаев (Sad Face), Виктор Фрукты, Вячеслав Moff и другие. За много лет, кажется, так и не появилось поколения, которое могло бы уверенно и ярко прийти на смену этим художникам или творить на равных, а провокационные работы на улицах города стали появляться реже.
«ТЕКСТ» поговорил с пермскими художниками, и узнал, как работа на заказ влияет на их творчество, почему стрит-арт теряет популярность у местной молодёжи и стоит ли пермякам ждать нового всплеска уличного искусства в городе в ближайшие годы.
Алексей Илькаев
Сейчас модно не рисовать на улицах, а вести блог
Алексей Илькаев говорит, что новое поколение уличных художников в Перми всё же есть, но пока оно остаётся в тени. «Я знаю несколько молодых ребят, — рассказывает он. — Их можно было встретить в Доме грузчика, где мы часто проводили разные мероприятия для студентов, школьников и просто интересующихся стрит-артом».
Начинающие пермские художники, по его словам, полны идей, но пока не понимают, как подать их, чтобы город это заметил, и скромно рисуют во дворах спальных районов и на окраинах города. Сам же Sad Face, когда только появился в 2011 году, отметился «грустными лицами» так масштабно, что их можно было встретить буквально на каждом углу Перми.
Рисунок на Каме, Алексей Илькаев
Художник наблюдает разрыв поколений не только в стрит-арте, но и в других субкультурах, брейк-дансе или скейт-культуре, например. Молодых ребят здесь тоже крайне мало.
Как предполагают пермские уличные художники, искать «пропавшее поколение» стоит в интернете. «В нашем детстве не было сотовых телефонов и соцсетей, — рассказывает Александр Жунёв. — А сейчас в моде медиа, а не реальная среда, и все пытаются словить хайп именно в интернете. Завести видеоблог на Ютьюбе — вот что сегодня круто».
Молодому поколению мало интересна жизнь офлайн. Поэтому стрит-арт, как только поднялся на пик своей популярности в Перми, быстро начал выходить из моды. Продвинутая молодёжь хочет видеть, как растёт число просмотров и лайков у блога, а не рисовать на домах и заборах.
Развитие интернета повлияло и на то, что художники с меньшей решительностью теперь создают новые работы. «Все хотят делать уникальное, чего до тебя никто не делал. И вдруг видят в интернете, что кто-то реализовал похожую идею. Большинство на этом остановится и откажется от замысла. Но это заблуждение — я знаю, что есть идеи, схожие с моими, но когда начинаешь их развивать, практически всё оказывается по-другому», — считает Sad Face.
Вместо провокационного стрит-арта — украшение города
По-правде говоря, в пермском стрит-арте всё же есть новые имена. Художник Artøm, работающий под псевдонимом Ffchw — как раз из молодого поколения. Свои чёрно-белые рисунки он посвящает преимущественно проблемам экологии и эксплуатации детского труда. Встречаются они на центральных улицах города. Узнать работы художника можно безошибочно — все они выдержаны в одном стиле.
Среди коллег старшего поколения он выделяется тем, что держится особняком — Ffchw не встретишь ни на выставках, ни на мастер-классах. Но в фестивале «Длинные истории» в этом году он всё же принял участие. «Фестивали — это, конечно, хорошо, но со злободневными проблемами туда явно не по адресу», — говорит художник.
Работа Ffchw
Снижение злободневности — ещё одна черта пермского стрит-арта. Хотя художники сами считают, что в Перми этот градус никогда и не поднимался высоко. Самой яркой работой, о которой написали многие пермские и федеральные СМИ, был, пожалуй, стрит-арт «Гагарин. Распятие» Александра Жунёва. В 2015 году праздник Пасхи совпал с Днём космонавтики, и художник использовал это обстоятельство, изобразив на стене одного из домов Перми распятого на кресте космонавта.
Картина Александра Жунева, 2015
«Много ли у нас стрит-арта, честного, по-настоящему качественного, осмысленного, созданного местными художниками не в рамках фестивалей и не по заказу, без согласований, каким оно и должно быть? Всего несколько работ за 10 лет. Это просто капля в море для города, который ещё недавно назывался культурной столицей, по сравнению с тем как дела обстоят в Европе, ну или в той же Москве или Питере», — считает Ffchw.
Он говорит, что раньше работы пермских уличных художников были мощней. Создавали их в меньшем количестве, чем сейчас, но привлекали они интерес горожан гораздо сильнее. Сейчас же в Перми появляется множество абстрактных рисунков и портретных или «мультяшных» изображений, а провокационными работами город удивляет разве что Sad Face: то к матрёшкам приделает грустные лица, то впишет их в образ иконы, то дьявольские маски выпустит в гжельской росписи.
«В Перми вообще почти никогда не было социального стрит-арта, — категорично говорит Александр Жунёв. — Я пытался что-то делать — ту же историю с распятым Гагариным, но ведь я не то чтобы оппозиционер и нечасто делаю социально острые проекты. Я обращаю внимание то, что интересно мне самому: и на политическую ситуацию, и просто на городскую среду. Развиваю, например, технику пиксель-арта из скотча, хотя она не связана с политикой».
Работа Александра Жунева, 2017
Возможно, острых работ стало меньше в Перми ещё и потому, что многие художники сегодня не хотят идти на конфликт с властями. Те в свою очередь ужесточают мониторинг возможных социальных протестов и стараются пресекать их, в том числе, в стрит-арте.
А ещё протест — дело молодых, которых, очевидно, в пермском уличном искусстве сейчас мало. «Разные формы протестного и остросоциального искусства чаще возникают у молодёжи, — объясняет Алексей Илькаев. — А когда люди старше 25 лет делают стрит-арт, у них уже максимализм и радикальность сменяет нацеленность на коммерцию. Мы можем создавать социально острые работы, и периодически делаем это, но количество их, конечно, снизилось».
Как заказные проекты помогают и мешают стрит-арту
Уличные художники поколения 2010-х не скрывают, что всё чаще берутся за коммерческие проекты, и на собственные идеи, которые не нужно согласовывать с заказчиком, у них остаётся всё меньше времени. «Я мог бы делать больше некоммерческих проектов, если бы я был холост и без двух детей, — смеётся Александр Жунёв. — И сейчас время такое: чтобы что-то сделать большое, нужно немало денег, а кризис, вроде как, у нас».
Его работа, созданная к выборам губернатора Прикамья в 2017 году, вызвала много противоречивых отзывов. На стене дома на улице Революции он изобразил героев мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». Главный персонаж обращается к Двум из ларца с вопросом: «Вы что это, и голосовать за меня будете?», а в верхней части изображения написано: «Выбирай сам».
Август 2017
Рисунок был создан при финансовой поддержке пермского департамента культуры и молодёжной политики. Его идею и содержание художник предложил сам, но в обсуждении с властями рисунок всё же претерпел изменения.
«Работа на заказ очень изнашивает морально, — говорит Александр Жунёв. — Заказчику всегда нужно не то, что ты хочешь сделать. Ему это кажется или слишком экстравагантным, или слишком жëстким, что может создать конфликтную ситуацию. Всем надо позитивчик, что-нибудь яркое, веселёнькое, чтобы человек захотел с этим сфотографироваться, в Инстаграм выложить. Такое всегда очень трудно придумывать, чтобы вышло небанально. Но в основном только на таких проектах ты зарабатываешь деньги».
Sad Face сейчас напротив, полностью ушёл в свободное творчество и считает, что были бы идеи — финансирование на них всегда найдётся. «Чтобы заниматься творчеством, деньги особо не нужны. Ты всегда их найдёшь в нужном количестве, если твоя идея сильная», — говорит художник. Он сам пять лет работал только на коммерческих проектах: оформлял фасады домов и предприятий. Но в прошлом году оставил это и активно начал заниматься только собственными идеями.
А нужен ли вообще пермякам стрит-арт
Интересно, типичны ли пермские тенденции последних лет в стрит-арте для других российских городов и стран Европы? Александр Жунёв говорит, что в соседнем с нами Екатеринбурге волна уличного искусства сейчас гораздо сильнее, чем в Перми. В городе есть несколько негосударственных институций, которые профильно занимаются этим направлением искусства, например, фестиваль «Стенография» и стрит-арт галерея «Свитер». Кроме того, там есть Государственный центр современного искусства, который тоже поддерживает художников, проводит фестивали и выставки.
Алексей Илькаев, побывав в этом году на выставке уличного искусства Wandelism в Берлине, рассказывает, что проблем со стрит-артом там вообще нет: «Им буквально всё вокруг забомблено, много фасадов ещё в процессе, есть очень мощные работы». С поколениями художников в Берлине тоже совсем иная история, нежели в Перми: есть и те, кому за 50 лет, и очень много молодых ребят.
«Мне кажется, сами пермяки и город такой — в этом проблема. Пермь же — город ссыльных и работяг. Людям не нужен особо стрит-арт, — считает Александр Жунёв. — Пермяки, конечно, радуются, когда что-то происходит, но если им это искусство действительно было бы нужно, они бы активнее его поддерживали».
- Наши лучшие истории выходят в телеграм-канале Интересная Пермь и инстаграме ТЕКСТа. Подпишитесь и не пропустите самое интересное!
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.