Как европейская пресса оценила гастроли пермского оркестра musicAeterna

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса вернулся из гастрольного турне по Европе. С 9 по 19 января они дали 7 концертов, на которых исполнили 6 произведений крупной формы Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Каждый концерт завершался стоячими овациями.

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса в каждом из семи европейских городов гастрольного тура — в Кёльне, Гамбурге, Берлине, Цюрихе, Роттердаме, Утрёхте и Вене — исполнил свою программу. Среди произведений — Симфонии № 25 и № 38 («Пражская») Моцарта, Симфония № 5 Бетховена; с Патрицией Копачинской были исполнены также скрипичные концерты этих композиторов (Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Бетховена и Концерт для скрипки с оркестром № 5 Моцарта). Уже первый концерт прошел с успехом:

«…после последних аккордов Пятой симфонии Людвига ван Бетховена публика разразилась восторженными овациями. Нет сомнений, концерт Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna — это событие». (Kolnische Rundschau, 11.01.2016)

Все последующие выступления завершались стоячими овациями, а в залах не было свободных мест, ведь каждый концерт становился настоящим действом: 

«Наконец-то втиснувшись в зал, публика принимает Курентзиса, своего волшебника. «Псалом» Арво Пярта — почти беззвучная медитация в темной зале, «Битва» Генриха Бибера словно агрессивное художественное сражение и Пятая симфония Бетховена, неистовство которой сметает весь пафос. Танцовщики Саши Вальц, держащие баннер «The Sun Machine is coming down and we’re gonna have a party» (прим. — строчка из песни Дэвида Боуи). Курентзис становится очаровательным выдумщиком, когда, как будто случайно, находит Копачинскую среди зрителей. То, что они вместе делают с Пятым скрипичным концертом Моцарта выходит далеко за границы флирта с классикой. Копачинская достигает необыкновенного мастерства, заставляя звучать скрипку так, словно на ее струнах веселая птичка, которую тут же поедает кошка. Аплодисменты и проворный финал. Танец двоих». (Der Tagesspiegel, 18.01.2016)

Особую трактовку музыкантами из Перми классических произведений — феномен, названный «пермский Моцарт» (21 сентября 2012, Colta.ru) после проекта «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми», отмечают и западные критики:

«Оркестр musicAeterna добивается моцартовского звучания редкой точности и плотности в средней части Andante. Какая изысканная нежность, воздушность, благородная элегантность фразировки. Но самое главное — какую сюжетную фантазийность и вкус утонченной камерной музыки показывают русские!» (Die Welt, 20.01.2016)

Ближайшая возможность услышать Моцарта в исполнении оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса пермякам предстоит уже через 2 недели: 6 февраля на сцене Пермской оперы — спектакль «Дон Жуан», четырежды номинированный на премию «Золотая Маска — 2016». А 12 февраля состоится показ этого спектакля (первого из пяти, номинированных в этом году) в рамках фестиваля «Золотая Маска» в Москве. 
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости