Падение на землю
Еще 30 лет назад «Ракеты» и «Метеоры» ходили по Каме, как нынче трамваи по Перми. С помощью скоростных теплоходов пассажиры могли попасть в любой уголок области. Казалось, что суда на подводных крыльях заняли свою нишу на воде, и будут только совершенствоваться.
Однако сегодня о существовании скоростного флота в Прикамье напоминают лишь старые фотографии и прибрежные «кладбища кораблей».
Предлагаем вспомнить, как долго курсировали по Каме суда на подводных крыльях, в какие города и села можно было попасть на скоростных теплоходах и посмотреть, как они сегодня доживают свой век:
Первый скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета-5» появился на Каме летом 1960 года. Он открыл линию «Пермь – Закамск».
Вслед за ним стали появляться другие «Ракеты», а через три года – более мощные «Метеоры». Ежегодно «Камское речное пароходство» получало несколько единиц скоростного флота. В 1980 году на Каме стали курсировать более современные суда на подводных крыльях (СПК) «Восход». Теплоходы развивали скорость до 60-70 км в час и перевозили за рейс около сотни пассажиров.
«Маршрутов была уйма. С Перми вниз СПК отправлялись до Закамска, Усть-Качки, Осы, Елово, Чайковского, Набережных Челнов, Чистополя. Был рейс до пристани Ямалы, что на реке Белой. В день - десятки рейсов. Вверх ходил скоростной флот от Левшино вплоть до Соликамска», - вспоминает основатель форума Кamafleetfiorum Рамиль Мубаракшин.
фото Госархив Пермского края
На тот момент в стране курсировало множество речных и морских скоростных судов - «Буревестник», «Циклон», «Вихрь», «Ракета», «Полесье», «Метеор», «Комета» и т.д. Но на Каме работали только «Метеор», «Ракета» и «Восход», а также глиссеры «Заря» и «Орион». «Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным, и часто так стали называть все суда подобного типа.
Жизнь камских СПК начала постепенно угасать в начале 90-х. Во времена перестройки все пароходства, в том числе и «Камское речное пароходство», перестали подчиняться Министерству транспорта, поменялась система хозяйствования. Государство перестало дотировать скоростной флот, при этом цены на топливо стали расти.
В 1995 году помимо четырех «Восходов», от Левшино до Березников ходили «Ракета 228» и «Метеор 243». Позже, вплоть до 2000 года, по Каме курсировали только «Восходы».
27 августа 2000 года возле Осы теплоход «Восход-42», выполнявший рейс Пермь - Набережные Челны, на полном ходу врезался в идущую навстречу баржу. Причиной трагедии стал сердечный приступ капитана, находившегося за штурвалом. На несколько секунд он потерял сознание, а «Восход 42» - управление.
В результате катастрофы носовой салон теплохода был полностью смят, 6 пассажиров погибли. Считается, что после этого случая суда на подводных крыльях на Каме умерли.
«Скоростной флот оказался нерентабельным. Есть масса примеров, когда производился расчет стоимости билета с Перми до Чайковского на СПК, включая стоимость топлива, амортизацию, зарплату плавсостава, обслуживание пристаней. При полной максимальной загрузке судна стоимость билетов составит около 1500 - 2000 рублей. На автобусе до Чайковского дешевле будет доехать», - рассказывает Рамиль Мубаракшин.
Камские скоростные теплоходы можно было увидеть и в середине нулевых. Правда, не в том качестве, какими они были до 90-х. Например, одна из последних «Ракет» несколько лет простояла на набережной Перми. В 1972 году судно упало на воду с высоты 4 м и повредилось.
После списания «Ракету» установили около речного вокзала, где в первое время она служила музеем Камского речного пароходства, а затем кафе «Черная акула». Судно было разрезано после пожара летом 2008 года.
В августе 2010 года удивленные пермяки заметили на Каме скоростной теплоход «Восход-62». Экскурсионный маршрут до Усть-Качки тогда запустила компания «Ривер», взявшая судно в аренду. Теплоход отходил от Речного вокзала, привозил пассажиров на курорт, а потом возвращал обратно в Пермь. Стоимость билета за 3-часовую прогулку составляла 700 рублей.
Однако экскурсионный «Восход» оказался убыточным и проработал всего один сезон. Позже судно было продано в Саратовскую область, где до сих пор ищет своего хозяина.
Сегодня СПК можно увидеть только в Заозерье и в Чайковском на ремонтных базах речфлота, прозванных в народе как «кладбище кораблей».
Сегодня на ремонтно-эксплуатационной базе флота в Чайковском доживают свой век «Метеор 163» и «Метеор 206», не подлежащие восстановлению. Основная часть СПК находится на консервации в Перми, в микрорайоне Заозерье.
Там, на «кладбище кораблей» находятся два «Восхода», пять «Метеоров» и «Ракета-228», которую пару лет назад начали восстанавливать, однако судьба теплохода до сих пор неизвестна. Сегодня попасть на место консервации теплоходов непросто – за бывшими легендами речфлота бдительно следит охрана.
Год назад председатель совета директоров «СК Камское речное пароходство» Михаил Антонов предложил запустить скоростной теплоход по маршруту Гайва - Пермь I – Закамск. Для этих целей планировалось задействовать старые «Восход» и «Метеор», модернизировав их двигатели. Похожие маршруты на судах на подводных крыльях уже действуют в Казани и Санкт-Петербурге.
Однако предложение для Перми пока остается нереализованным. И если проект не будет запущен в ближайшие годы, то корпуса скоростных теплоходов, находящихся на консервации в Перми, скорее всего, будет уже не восстановить.
Однако сегодня о существовании скоростного флота в Прикамье напоминают лишь старые фотографии и прибрежные «кладбища кораблей».
Предлагаем вспомнить, как долго курсировали по Каме суда на подводных крыльях, в какие города и села можно было попасть на скоростных теплоходах и посмотреть, как они сегодня доживают свой век:
От Перми до Соликамска и Набережных Челнов
Первый скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета-5» появился на Каме летом 1960 года. Он открыл линию «Пермь – Закамск».
Вслед за ним стали появляться другие «Ракеты», а через три года – более мощные «Метеоры». Ежегодно «Камское речное пароходство» получало несколько единиц скоростного флота. В 1980 году на Каме стали курсировать более современные суда на подводных крыльях (СПК) «Восход». Теплоходы развивали скорость до 60-70 км в час и перевозили за рейс около сотни пассажиров.
«Маршрутов была уйма. С Перми вниз СПК отправлялись до Закамска, Усть-Качки, Осы, Елово, Чайковского, Набережных Челнов, Чистополя. Был рейс до пристани Ямалы, что на реке Белой. В день - десятки рейсов. Вверх ходил скоростной флот от Левшино вплоть до Соликамска», - вспоминает основатель форума Кamafleetfiorum Рамиль Мубаракшин.
фото Госархив Пермского края
На тот момент в стране курсировало множество речных и морских скоростных судов - «Буревестник», «Циклон», «Вихрь», «Ракета», «Полесье», «Метеор», «Комета» и т.д. Но на Каме работали только «Метеор», «Ракета» и «Восход», а также глиссеры «Заря» и «Орион». «Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным, и часто так стали называть все суда подобного типа.
Ушли «на дно»
Жизнь камских СПК начала постепенно угасать в начале 90-х. Во времена перестройки все пароходства, в том числе и «Камское речное пароходство», перестали подчиняться Министерству транспорта, поменялась система хозяйствования. Государство перестало дотировать скоростной флот, при этом цены на топливо стали расти.
В 1995 году помимо четырех «Восходов», от Левшино до Березников ходили «Ракета 228» и «Метеор 243». Позже, вплоть до 2000 года, по Каме курсировали только «Восходы».
27 августа 2000 года возле Осы теплоход «Восход-42», выполнявший рейс Пермь - Набережные Челны, на полном ходу врезался в идущую навстречу баржу. Причиной трагедии стал сердечный приступ капитана, находившегося за штурвалом. На несколько секунд он потерял сознание, а «Восход 42» - управление.
В результате катастрофы носовой салон теплохода был полностью смят, 6 пассажиров погибли. Считается, что после этого случая суда на подводных крыльях на Каме умерли.
«Скоростной флот оказался нерентабельным. Есть масса примеров, когда производился расчет стоимости билета с Перми до Чайковского на СПК, включая стоимость топлива, амортизацию, зарплату плавсостава, обслуживание пристаней. При полной максимальной загрузке судна стоимость билетов составит около 1500 - 2000 рублей. На автобусе до Чайковского дешевле будет доехать», - рассказывает Рамиль Мубаракшин.
Последние из нулевых
Камские скоростные теплоходы можно было увидеть и в середине нулевых. Правда, не в том качестве, какими они были до 90-х. Например, одна из последних «Ракет» несколько лет простояла на набережной Перми. В 1972 году судно упало на воду с высоты 4 м и повредилось.
После списания «Ракету» установили около речного вокзала, где в первое время она служила музеем Камского речного пароходства, а затем кафе «Черная акула». Судно было разрезано после пожара летом 2008 года.
В августе 2010 года удивленные пермяки заметили на Каме скоростной теплоход «Восход-62». Экскурсионный маршрут до Усть-Качки тогда запустила компания «Ривер», взявшая судно в аренду. Теплоход отходил от Речного вокзала, привозил пассажиров на курорт, а потом возвращал обратно в Пермь. Стоимость билета за 3-часовую прогулку составляла 700 рублей.
Однако экскурсионный «Восход» оказался убыточным и проработал всего один сезон. Позже судно было продано в Саратовскую область, где до сих пор ищет своего хозяина.
Сегодня СПК можно увидеть только в Заозерье и в Чайковском на ремонтных базах речфлота, прозванных в народе как «кладбище кораблей».
«Кладбище кораблей»
Сегодня на ремонтно-эксплуатационной базе флота в Чайковском доживают свой век «Метеор 163» и «Метеор 206», не подлежащие восстановлению. Основная часть СПК находится на консервации в Перми, в микрорайоне Заозерье.
Там, на «кладбище кораблей» находятся два «Восхода», пять «Метеоров» и «Ракета-228», которую пару лет назад начали восстанавливать, однако судьба теплохода до сих пор неизвестна. Сегодня попасть на место консервации теплоходов непросто – за бывшими легендами речфлота бдительно следит охрана.
Год назад председатель совета директоров «СК Камское речное пароходство» Михаил Антонов предложил запустить скоростной теплоход по маршруту Гайва - Пермь I – Закамск. Для этих целей планировалось задействовать старые «Восход» и «Метеор», модернизировав их двигатели. Похожие маршруты на судах на подводных крыльях уже действуют в Казани и Санкт-Петербурге.
Однако предложение для Перми пока остается нереализованным. И если проект не будет запущен в ближайшие годы, то корпуса скоростных теплоходов, находящихся на консервации в Перми, скорее всего, будет уже не восстановить.
Татьяна Семилейская, Дмитрий Бельтюков (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.