Как Белогорский монастырь стал главным ориентиром на духовной карте Пермского края

Сейчас в моде истории успеха. История Белогорского монастыря – это постоянная борьба разрушений и созидания. Как будто феникс из пепла, возрождается он раз за разом.

Нравственный урок, который дает нам история Белогорья, актуален во все времена. После полного разорения монастырь был восстановлен благодаря силе духа и русской традиции делать благие дела «всем миром». А значит, в самую горькую минуту жизни, имея духовную опору, человек тоже может возродиться. 




Отец  монастыря


В начале лета 1890 года отец Стефан Луканин был по церковным делам на Бымовском заводе. К нему пришли священники из Юго-Кнауфского заавода, и рассказали о необычайном, благодатном месте – Белой горе. «При разговоре о Белой горе они возбудили во мне сильнейшее желание лично посмотреть ее», — вспоминал отец Стефан. Не дожидаясь утра, прямо среди ночи поехали они на место. Прибыли уже на рассвете, взошли на гору, и отец Стефан сказал, что быть здесь монастырю. Тогда на месте будущего монастыря был установлен первый деревянный крест.





Можно сказать, что не отец Стефан выбрал место, а само место призвало его. Здесь на него снизошло прозрение, что нужно основать монастырь, который впоследствии станет всенародной святыней. 

Отец Стефан – примечательная личность. Он родился в семье священнослужителя, и пошел по стопам отца. Долгие годы он служил в церкви, преподавал в семинарии, но главным его делом была миссия. В конце XIX века наш регион был «форпостом» миссионерской деятельности  православной церкви, так как старообрядчество было широко распространено.  Стефан 25 лет трудился, неся православную веру жителям Урала, и благодаря своим ораторским способностям преуспел в этом.

В судьбе Белогорского монастыря отец Стефан сыграл значительную роль – он не только указал место для строительства храма, но и с 1893 года руководил строительным комитетом. 

Судьба креста, поставленного тогда на горе, также переменчива и многотрудна, как и судьба всего монастыря. В 1891 году скромный деревянный крест заменили на семисаженный, опаянный белой жестью крест, и посвятили его «чудесному спасению цесаревича Николая в Японии». Двумя годами позже в честь того же события на Белой горе был заложен первый деревянный храм.

«Чудесное спасение цесаревича Николая»


Весной следующего года - в апреле 1891-го - 23-летний наследник российского престола Николай был в поездке по Японии. Стоит отметить, что сама поездка была в те времена событием невиданным. Никогда до этого наследник царского дома не отправлялся в столь длительное странствие по Востоку (кроме Японии Николай в тот раз посетил и целый ряд других восточных стран). 





В Японии общество как раз находилось в процессе трансформации от неприятия иностранцев к гостеприимству на европейский манер. Кроме того, впервые столь высокий представитель европейской державы посещал страну, так что российскую делегацию встречали с почетом.

Цесаревич с делегацией прибыли в город Оцу. Японцы приветствовали августейших особ, махали им флажками, как всегда в таких случаях, путь высоких гостей ограждало полицейское оцепление. Внезапно один из полицейских набросился на Николая и нанес ему удар саблей. Рана оказалась легкой, а нападавший, как стало ясно из допроса, был нездоров психически. Он был приговорен к пожизненному заключению и вскоре умер – то ли от пневмонии, то ли уморил себя голодом.  

Узнав об инциденте, вся страна вздрогнула и перекрестилась. В честь этого инцидента и был установлен белогорский крест, впоследствии его и назвали царским. В тот раз Николаю удалось спастись, но происшествие это было будто предвестником несчастного конца царствования Романовых в России. Прошло два с лишним десятка лет, и революция смела весь уклад российской жизни, не пощадила она ни Николая, ни других членов царской семьи.

Бедствия и возрождения


Не раз был сокрушен и белогорский храм, и царский крест. В 1897 году сгорел дотла первый деревянный храм. В 1901 году буря снесла Царский крест. Несмотря на эти бедствия, монастырь быстро развивался. Строились новые корпуса, открылась школа для сирот, из разных частей России везли в монастырь колокола, иконы. Почти сразу в новую святыню потянулись паломники. 





Белогорские насельники, которых в 1909 году насчитывалось более 400, занимались скотоводством и хлебопашеством, разводили коров, пчел, удили рыбу.  

По праздникам жители окрестных селений шли в Белогорье крестным ходом, испытывая необычайный душевный подъем.  «Те выражения чувств и душевного состояния, вызывающие слезы умиления и радости, много говорят в пользу истинного русского народа. Здесь, именно здесь и в этих случаях и узнаешь русскую душу народа и русскую мощь!  Здесь душа народа открывается — чистая, верующая, простая, добрая, сострадательная к ближнему», -  как об этих событиях отзывался настоятель Серафимовского скита отец Серафим. 





В 1914 году епископ Пермский и Соликамский Андроник написал в книге почетных посетителей: «Трудом и подвигом создавалась Белогорская обитель. Это да будет ей украшением и силой на многие лета». Но благоденствие продлилось недолго.

Первый настоятель Белогорья


Первый настоятель монастыря отец Варлаам прошел длинный путь от старообрядца до преподобномученика православной церкви. Родом он был из крестьян, причем ревностно придерживался старообрядческой традиции, был раскольником. Однако, обратившись к православной вере, он помогал отцу Стефану Луканину в его миссионерской деятельности, обращая население в православную веру. 

В 1894 году Варлаам стал настоятелем Белогорского монастыря. Строительство нового Крестовоздвиженского храма стало делом его жизни. Завершить строительство ему удалось, и в 1917 году храм был освящен. А уже в 1918 году настоятель был арестован, замучен и брошен в Каму. Церковь причислила отца Варлаама к преподобномученикам. 

Великая княгиня Елизавета Федоровна


Светлый эпизод в летописи монастыря связан с Великой княгиней Елизаветой Федоровной. После смерти своего мужа от рук террориста в 1905 году она удалилась от света. В 1914 году Великая княгиня совершала паломничество по храмам России, и посетила Белогорье, где молилась, общалась со священниками, дарила им подарки. Источник, из которого пила Великая княгиня, в память о ней назвали Елисаветинским, он существует по сей день.





В стенах монастыря ее застало известие о том, что началась война. В течение следующих лет она неустанно трудилась на благо России: организовала санитарные поезда, лазареты, ясли для детей воинов, основала ряд благотворительных организаций. Окончила свой жизненный путь вместе с другими членами своей семьи в 1918 году, расстрелянная большевиками. 

В 1921 году игумен Серафим, сопровождавший Елизавету Федоровну в путешествии по Прикамью, доставил мощи великой княгини и ее келейницы Варвары на Святую землю. Церковь причислила Елизавету Федоровну к преподобномученикам. 

Кровавая летопись потерь


Если до 1917 года монастырь страдал от стихийных бедствий, то после – от деятельности большевиков, которые, захватывая территории нашего края, оставляли за собой кровавый след. С января 1918 года на территории Пермского края «красные» разоряли храмы и монастыри, жестоко мучили и убивали священников. Не обошли стороной эти события и Белогорский монастырь.

В течение полугода после смерти первого настоятеля монастыря архимандрита Варлаама еще 34 белогорских монаха  были расстреляны и замучены, 102 насельника угнаны на окопные работы.

Монастырь был разорен. Осквернен и разворочен алтарь и престол, ковчег с мощами похищен, иконописную мастерскую превратили в театр, монастырскую библиотеку разгромили и разграбили. 





В начале 1919 года горстка энтузиастов предприняла попытку возродить монастырь, но в то время это было невозможно. Долгие годы монастырь использовался как лагерь для спецпереселенцев, затем – как дом инвалидов. Советская власть попыталась заменить православные святыни на свои: Соборный храм превратили в клуб, на месте Царского креста поставили памятник Ленину. Восстановить крест удалось только в 1998 году.

В годы войны в стенах храма был реабилитационный центр для раненых, после войны – дом инвалидов. В довершение всего, в 1980 году сгорели все купола. 

Казалось бы, после стольких лет разорения можно было потерять всякую надежду на возрождение. Верующие считают, что также как и первоначальное основание монастыря, когда отец Стефан по наитию указал место, возрождение после долгого упадка в советские годы иначе как промыслом Божьим объяснить трудно.

Начало возрождения


 В 1988 году православные отметили тысячелетие крещения на Руси, и по всей стране прокатилась волна возрождения храмов. В 1991 году священный Синод благословил вторичное открытие Белогорского монастыря. Движущей силой и первопроходцем в деле возрождения Белогорья стал настоятель игумен Варлаам II. Именно он и еще всего с десяток человек начинали с нуля восстановление обители.





Отца Варлаама вспоминают за самоотверженность, с которой он, не щадя здоровья, отдавал все силы на восстановление храма. «Построили деды наши этот храм за 15 лет, по красоте и богатству отделки не уступающий лучшим монастырским церквам, и по сей день являющийся самым большим собором на Урале. Но в трудные времена… отцы наши разорили красоту эту, сияющую некогда на этом прекрасном месте природы. Мы приглашаем вас посетить это святое место и просим по возможности помочь нам в возрождении некогда культурного и духовного центра Пермской губернии», - писал тогда игумен Варлаам, обращаясь к жителям нашего края. 

В 1991-92 году о. Варлаам и 10 человек братии очистили собор от десятков тонн мусора. В 90-е годы архитектор Александр Метелев разработал проект восстановления собора, на верхушке храма засияли первые кресты, началась реставрация храма, вновь воздвигнут Царский крест высотой 10 метров.

Фонд «Белая гора»


В 1998 году произошло еще одно событие, которое оказало влияние на историю монастыря. Был основан некоммерческий фонд «Белая гора», который действует и по сей день.  Фонд приложил немало усилий к тому, чтобы восстановление собора завершилось. Теперь храм предстает перед паломниками во всей красе, сияя белизной стен и золотом куполов. 

За 20 лет работы фонда «Белая гора» сделано очень многое.  При поддержке благотворителей фонда удалось полностью восстановить Крестовоздвиженский собор, братский корпус, часовню над Святым источником.  Построена асфальтовая дорога, пробиты две артезианские скважины, проведена высоковольтная линия, построена газовая котельня, очистные сооружения. Монастырь вновь, как в старые времена, ведет хозяйство.
 




Как сообщил советник Президента фонда «Белая Гора» Николай Новиков, на конец этого - начало следующего года намечено завершение строительства надвратной церкви, которое было начато в прошлом году. В 2019 году планируется закончить строительство металлического ограждения территории монастыря и провести капитальный ремонт второго братского корпуса. 

Следующая большая задача фонда на перспективу — роспись стен внутри храма. Николай Новиков отметил, что под этот проект потребуется значительный бюджет, который еще предстоит изыскать.

Центр духовной жизни края


Главное достижение последних десятилетий в том, что  Белогорье стало духовным центром Пермского края, известен «Уральский Афон» и в других регионах. Не иссякает поток паломников, которые едут в монастырь за благостной атмосферой, которой не хватает в суетливой, несущейся со скоростью света жизни. Возрождена традиция Крестных ходов. Фонд проводит фестивали и чтения, праздники, издает книги и финансирует телефильмы. 

«Я видел не только храм – видел людей, у которых пламенеют сердца к Богу и которые не только на земле жить благочестиво стремятся, но и думают о вечности», - такие впечатления от Белогорской обители остались у митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. 

В публикации используются фотоматериалы сайта « Уральский афон».

Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости