Истории из реальной жизни. Как документальное кино проникает в реальность

Только что закончилась очередная «Флаэртиана», которая в этом году отмечает 25 лет с момента создания. Получилась целая жизнь, и фестиваль, пройдя определенный путь развития, «повзрослел». Из профессионального «муждусобойчика» киношников он превратился в одно из главных культурных событий не только Перми, но и России, с полноценным международным конкурсом. 

Детство 


«В начале 90-х документальное кино почти никто не смотрел. Мы только мечтали об этом и делали с упорством обреченных», — вспоминает основатель и идейный вдохновитель «Флаэртианы» Павел Печенкин.





Первые фестивали проходили в Усть-Качке, и были больше похожи на семинары — профессионалы собирались за столом, смотрели фильмы и обсуждали документальное кино как явление.

Член отборочной комиссии фестиваля, режиссер Борис Караджев говорит об этих днях: «Время было замечательное: в течение недели мы находились в некоторой изоляции, смотрели фильмы друг друга и вели откровенные разговоры».



Фестиваль в 1995 году.

А исполнительный директор Владимир Соколов вспоминает историю из 90-х о том, как директор гастронома «Коммерсант», только услышав слово «кинофестиваль», загорелась и полностью проспонсировала фуршет, да еще и молочного поросенка (роскошь в те времена) гостям подала.

Отрочество 


В 2000-х фестиваль переместился из Усть-Качки в Пермь, приобрел полноценную международную программу. В 2004 году его посетил «крестный отец» — известный киновед Наум Клейман, который предложил назвать событие в честь легендарного документалиста Роберта Флаэрти, автора канонической картины «Нанук с Севера». 

По словам Наума Клеймана, который дал интервью для сайта — онлайн-выставки фестиваля (проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов), документальное кино можно сравнить с матерью-землей, наполняющей силами героя в мифе об Антее: «Антей, который должен был побороть Геркулеса, мог наполниться силами, только прикасаясь к Матери-Земле. Документальное кино – это такая же почва Антея. Можно сказать даже, что оно плодотворнее игрового».
 
Продолжая эту мысль, Наум Клейман говорит, что «со временем документалисты становятся даже более известными, чем звезды игрового кино. Тех, кто снимал документальное кино – не важно, стали ли они знаменитыми или нет – открывают со временем, и снятые ими фильмы и кадры заново входят в жизнь».

Важность документального кино — еще и в том, что оно дает зрителю толчок к размышлениям о своем предназначении, считает Наум Клейман: «Мы не знаем, сколько, к примеру, ребят из Перми посмотрели на «Флаэртиане» какой-то фильм и поняли, что их путь здесь, в кино или другой сфере, и нашли свой талант, может быть, до того зарытый, неосознанный».

В 2009 году председателем жюри был легендарный советско-израильский режиссер Герц Франк, картину которого «Старше на 10 минут» называют гимном «Флаэртианы» и эталоном документального кино. «Фестиваль четко выдерживает идеологию: герои всех фильмов должны проживать на экране какую-то часть своей реальной жизни», — говорил тогда режиссер.

Юность 


В 2010-х на «Флаэртиану» приходят люди нового поколения, привнося свою энергию. Появляется студенческий конкурс, вокруг которого формируется тусовка студентов-кинематографистов из разных городов России. 

Куратор студенческого фестиваля Оля Аверкиева вспоминает: «Для нас, студентов, «флаэртиановская» тусовка была недостижимой высотой, это был такой мэтровский фестиваль, на мой взгляд. А мы, учась в институте культуры в Перми, хотели общаться с ребятами из Москвы и Питера». Поэтому в 2014 году Оля создала студенческий конкурс документального кино.  



Ольга Аверкиева

У каждого человека из команды фестиваля есть свои истории. Менеджер по работе со зрителями Дима Бронников вспомнил, как некий Павел, которому группа его друзей отдала деньги на билеты, взял и пропал, не выкупив забронированные билеты. На фестиваль та компания не попала, и спустя пять лет Диму все еще интересует, что же все-таки тогда случилось с Павлом.

Работает в команде «Флаэртианы» молодая симпатичная пара — Алина и Петя Стабровские. Алина — главный координатор, и она считает свою должность немного странной.



Алина Стабровская

Ей постоянно нужно быть в балансе между творческим хаосом и четким расписанием, без которого невозможна организация серьезного мероприятия.

Петя Стабровский — пермский дизайнер, который в последние годы работает над фирменным стилем фестиваля.



Петя Стабровский

Его самая запоминающаяся история связана с ярким переживанием, которое он испытал, посмотрев на «Флаэртиане» три фильма подряд. «Сидим в пиццерии, молча обедаем. В какой-то момент я начал ощущать, что нахожусь внутри фильма. Я видел сюжеты, которые разворачиваются вокруг меня. Это было как-то все выпукло, ярко. Жизнь происходила вокруг меня, и я это остро чувствовал», — поделился дизайнер.

В программе «Флаэртианы» каждый год — кино, которое показывает жизнь и иногда, как в истории Пети Стабровского, незаметно становится самой жизнью. Герои фильмов ищут смысл, бегут от него или лишь становятся частями некой многофигурной композиции в пространстве на экране.



Команда фестиваля, 2020 год

Радостно, что сам фестиваль после 25 лет существования — живой организм, по-прежнему балансирующий на пороге бесконечности.

Александра Колпакова
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости