И смех и грех
Неигровое кино набирает популярность по всему миру. Фестивали дока развиваются стремительнее своих игровых собратьев. На съемки выделяют гранты, для режиссеров организовывают международные питчинги и кинорынки. Увы, в умах обывателей документалистика до сих пор ассоциируется со скучными «говорящими головами» и чёрно-белой хроникой.
Главный координатор фестиваля «Флаэртиана» Алина Стабровская выбрала пять ярких картин конкурсной программы, которые доказывают, что современная документалистика способна пробуждать весь спектр человеческих эмоций.
Герои с ненаписанными шутками и нестирающимся гримом — это о фильме «Человек-матрас» (16+). В центре истории Пол и Мик – двое друзей, которые трудятся в магазине матрасов. Дела не идут в гору, потенциальные покупатели обходят царство Морфея стороной. Чтобы спасти бизнес, ирландцы придумывают эксцентричного онлайн-персонажа Матрасного Мика. Буйство фантазии скучающих продавцов выливается в китчевый видеоклип в стиле 80-х. Ролик получает тысячи просмотров на youtube, Матрасный Мик становится знаменитым на всю страну, а находчивые коллеги вдруг сталкиваются с проблемами иного толка. Теперь им нужно научиться доверять друг другу.
Картина Колма Куинна очаровывает своей абсурдностью и предельной искренностью, а навязчивая песенка Back with a Bang еще долго будет играть в голове.
Герои из простой сибирской деревни тоже умеют смеяться и смешить. «Сибирская любовь» (18+) – это картина немецкого режиссера с русским происхождением Ольги Делан. Через 20 лет жизни в Берлине Ольга возвращается в Россию, где задает своим родственникам и знакомым вопросы о любви и семейном счастье.
Бесконечные тети, дяди, бабки и деды с удовольствием рассказывают свои незамысловатые истории знакомства, подыскивают жениха «засидевшейся в девках» Ольге и учат, как правильно давать сдачу, если муж поднял руку на жену. «Сибирская любовь», пожалуй, самая зрительская картина «Флаэртианы» этого года: народная мудрость здесь напоминает шутки из фильма «Горько!», а важные вопросы современности поднимаются как бы между делом. Тут вам и гендерное равноправие, и эйджизм, и права женщин.
Корейская картина «Уроки пения с Энгри Берд»(6+) в этом году открывает программу международного конкурса. И это неслучайно! Такой светлый, добрый, но при этом не лишенный драматизма фильм – редкость для фестивалей дока.
Главный герой картины – корейский оперный певец Дже-Чанг Ким. Пять лет назад он оставил свою музыкальную карьеру и основал детский хор в индийском городке. Его подопечные в шутку сравнивают учителя с героем мультфильма Angry Bird, но в целом относятся к занятиям серьезно… чего нельзя сказать о родителях маленьких певцов. Мамы и папы, с утра до ночи занятые на рынках и грязных улицах, никак не могут взять в толк, зачем детям музыка, если она не помогает прокормить семью. Ким решается пригласить родителей на занятия и заодно организовать совместный концерт. 15 месяцев подготовки к событию меняют жизнь взрослых индийцев. Музыка превращается в терапию: уставшие взрослые борются со страхом сцены, избавляются от груза старых переживаний и по-новому открывают своих маленьких, но таких мудрых детей.
Ещё одна трогательная история родом из Чили. «Взрослые» (12+) Мэйти Альберди – это внимательный и глубокий портрет четырех чилийцев с синдромом Дауна. Жизнь героев мало отличается от жизни других взрослых людей. В специальном центре адаптации, куда они приходят каждое утро, чилийцы работают, готовятся к выборам и устраивают свидания. Кто-то из героев хочет улучшить жизнь центра и их маленького общества, кто-то мечтает о том, чтобы заработать на кольцо своей возлюбленной. Благодаря фильму мир “солнечных” людей крывается для нас с новой стороны. Они чувствуют себя готовыми к взрослой жизни, но, увы, общество не всегда готово предоставить им требуемую свободу в принятии решений. Снимая картину на непростую тему, Мэйти Альберди смогла рассказать честную историю не про болезнь, а про людей. И это, безусловно, делает «Взрослых» одним из главных претендентов на главный приз фестиваля.
Современные документальные драмы с легкостью переплюнут «Титаник», а по непредсказуемости сюжетных линий готовы тягаться даже с «Игрой престолов». Яркий тому пример – лента «История супружеской жизни» (16+). Известный чешский режиссер Гелена Тржештикова наблюдала за семьей Иваны и Вацлава с тех пор, как пара переступила порог Дворца бракосочетаний. Вот черно-белая пленка фиксирует первую крохотную комнату студентов-молодожёнов, их малыша и ночные подработки отца семейства. Цветное домашнее видео запечатлевает уже стройную шеренгу из пяти детей и нарастающие проблемы с бизнесом.
За 35 лет (!), которые Гелена провела рядом с супругами, происходят вполне обычные вещи: рождение детей, смена жизненных приоритетов, бесконечная череда квартирных вопросов. И между ними, в качестве «подарка» режиссеру: семейные драмы, подростковые проблемы с наркотиками, психические расстройства стойкой матери. «История супружеской жизни» – это откровенная история семьи. Легализованная замочная скважина, в которую автор предлагает заглянуть, отнюдь не для того, чтобы смаковать «скандалы, интриги, расследования», а чтобы увидеть в этой паре себя, научиться сочувствовать ближнему и примириться со своими собственными семейными историями.
Полная программа фестиваля и расписание показов доступны на сайте flahertiana.ru.
Главный координатор фестиваля «Флаэртиана» Алина Стабровская выбрала пять ярких картин конкурсной программы, которые доказывают, что современная документалистика способна пробуждать весь спектр человеческих эмоций.
Кино, которое смешит
Герои с ненаписанными шутками и нестирающимся гримом — это о фильме «Человек-матрас» (16+). В центре истории Пол и Мик – двое друзей, которые трудятся в магазине матрасов. Дела не идут в гору, потенциальные покупатели обходят царство Морфея стороной. Чтобы спасти бизнес, ирландцы придумывают эксцентричного онлайн-персонажа Матрасного Мика. Буйство фантазии скучающих продавцов выливается в китчевый видеоклип в стиле 80-х. Ролик получает тысячи просмотров на youtube, Матрасный Мик становится знаменитым на всю страну, а находчивые коллеги вдруг сталкиваются с проблемами иного толка. Теперь им нужно научиться доверять друг другу.
Картина Колма Куинна очаровывает своей абсурдностью и предельной искренностью, а навязчивая песенка Back with a Bang еще долго будет играть в голове.
Герои из простой сибирской деревни тоже умеют смеяться и смешить. «Сибирская любовь» (18+) – это картина немецкого режиссера с русским происхождением Ольги Делан. Через 20 лет жизни в Берлине Ольга возвращается в Россию, где задает своим родственникам и знакомым вопросы о любви и семейном счастье.
Бесконечные тети, дяди, бабки и деды с удовольствием рассказывают свои незамысловатые истории знакомства, подыскивают жениха «засидевшейся в девках» Ольге и учат, как правильно давать сдачу, если муж поднял руку на жену. «Сибирская любовь», пожалуй, самая зрительская картина «Флаэртианы» этого года: народная мудрость здесь напоминает шутки из фильма «Горько!», а важные вопросы современности поднимаются как бы между делом. Тут вам и гендерное равноправие, и эйджизм, и права женщин.
Кино, которое трогает сердца
Корейская картина «Уроки пения с Энгри Берд»(6+) в этом году открывает программу международного конкурса. И это неслучайно! Такой светлый, добрый, но при этом не лишенный драматизма фильм – редкость для фестивалей дока.
Главный герой картины – корейский оперный певец Дже-Чанг Ким. Пять лет назад он оставил свою музыкальную карьеру и основал детский хор в индийском городке. Его подопечные в шутку сравнивают учителя с героем мультфильма Angry Bird, но в целом относятся к занятиям серьезно… чего нельзя сказать о родителях маленьких певцов. Мамы и папы, с утра до ночи занятые на рынках и грязных улицах, никак не могут взять в толк, зачем детям музыка, если она не помогает прокормить семью. Ким решается пригласить родителей на занятия и заодно организовать совместный концерт. 15 месяцев подготовки к событию меняют жизнь взрослых индийцев. Музыка превращается в терапию: уставшие взрослые борются со страхом сцены, избавляются от груза старых переживаний и по-новому открывают своих маленьких, но таких мудрых детей.
Ещё одна трогательная история родом из Чили. «Взрослые» (12+) Мэйти Альберди – это внимательный и глубокий портрет четырех чилийцев с синдромом Дауна. Жизнь героев мало отличается от жизни других взрослых людей. В специальном центре адаптации, куда они приходят каждое утро, чилийцы работают, готовятся к выборам и устраивают свидания. Кто-то из героев хочет улучшить жизнь центра и их маленького общества, кто-то мечтает о том, чтобы заработать на кольцо своей возлюбленной. Благодаря фильму мир “солнечных” людей крывается для нас с новой стороны. Они чувствуют себя готовыми к взрослой жизни, но, увы, общество не всегда готово предоставить им требуемую свободу в принятии решений. Снимая картину на непростую тему, Мэйти Альберди смогла рассказать честную историю не про болезнь, а про людей. И это, безусловно, делает «Взрослых» одним из главных претендентов на главный приз фестиваля.
Кино, которое заставляет сопереживать
Современные документальные драмы с легкостью переплюнут «Титаник», а по непредсказуемости сюжетных линий готовы тягаться даже с «Игрой престолов». Яркий тому пример – лента «История супружеской жизни» (16+). Известный чешский режиссер Гелена Тржештикова наблюдала за семьей Иваны и Вацлава с тех пор, как пара переступила порог Дворца бракосочетаний. Вот черно-белая пленка фиксирует первую крохотную комнату студентов-молодожёнов, их малыша и ночные подработки отца семейства. Цветное домашнее видео запечатлевает уже стройную шеренгу из пяти детей и нарастающие проблемы с бизнесом.
За 35 лет (!), которые Гелена провела рядом с супругами, происходят вполне обычные вещи: рождение детей, смена жизненных приоритетов, бесконечная череда квартирных вопросов. И между ними, в качестве «подарка» режиссеру: семейные драмы, подростковые проблемы с наркотиками, психические расстройства стойкой матери. «История супружеской жизни» – это откровенная история семьи. Легализованная замочная скважина, в которую автор предлагает заглянуть, отнюдь не для того, чтобы смаковать «скандалы, интриги, расследования», а чтобы увидеть в этой паре себя, научиться сочувствовать ближнему и примириться со своими собственными семейными историями.
Полная программа фестиваля и расписание показов доступны на сайте flahertiana.ru.
Алина Стабровская, главный координатор МКФ «Флаэртиана»
В Перми в мае откроется движение по новому тоннелю на площади Гайдара
Одновременно будет закрыта часть старого тоннеля.