Главной проблемой для велопроката в Перми станет отсутствие сети велодорожек

В Перми планируется открыть городской велопрокат. Если Гордума поддержит проект мэрии, то велопрокат откроется в июне и будет работать до ноября. Планируется, что около крупных транспортных узлов запустят десять прокатных станций. Общее количество велосипедов, доступных на первом этапе — 100 единиц. Обслуживать велопрокат будет частный оператор. Ежегодные расходы бюджета на этот проект составят 13 миллионов рублей. 

ТЕКСТ поговорил с представителями пермского велосообщества и общественниками о том, как пандемия изменила подход к использованию велосипедов, будут ли велосипедисты и водители электросамокатов конкурировать за проезжую часть и сможет ли муниципальный велопрокат стать альтернативной общественному транспорту.





Константин Никоноров, руководитель движения «ВелоПермь»: 

Городской велопрокат несомненно полезная для жителей альтернатива общественному транспорту в большом городе, в котором созданы условия для передвижения на велосипеде. Проект вполне реализуемый, подобные прокаты имеются в других крупных городах России.

Самое большое сомнение пока вызывает готовность нашей городской велоинфраструктуры. Для начала нужно определиться с концепцией размещения станций. Мне нравится идея, чтобы велосипедом можно было воспользоваться не только для поездки по центру города, а добраться из отдаленного района в центр. Пока не говорю про Закамск и Гайву. Для этого нужно предусмотреть велодорожки между станциями, что не везде реализуемо без реконструкции дорог. Ездить <на велосипеде>  по тротуарам неправильно с точки зрения ПДД, велосипедист доложен двигаться по велодорожке, а если ее нет, то по проезжей части. Самокаты в этом плане легитимно могут использовать тротуар. На данный момент самая большая проблема велодорожек — это их разрозненность, они не соединены в единую сеть. 

Пока рано говорить про то, смогут ли велосипеды разгрузить общественный транспорт. Это вопрос культуры, приоритетов и удобства. Есть города, где удобно и безопасно передвигаться на велосипеде, мы пока в начале пути. Средства индивидуальной мобильности сейчас становятся все популярней и нужно приспосабливать городскую среду под удобство людей, комфорт и безопасность. 

Ростислав Толмачев, руководитель пермского отделения фонда «Городские проекты»:

Пока центр города оснащен велотранспортной инфраструктурой буквально на паре улиц. Однако по тихим улочкам на велосипеде можно ехать по краю проезжей части, а по оживленным улицам — по тротуару. Поэтому в данном случае я не вижу проблем для работы велопроката, учитывая масштабные ремонты улиц в центре города в последние годы. Тротуары широкие, асфальт на проезжей части новый, на некоторых улицах усилены ливневки. Однако развитие велотранспортной инфраструктуры очень важно. Огромное количество пермяков ездит на велосипеде теперь круглый год, это становится нормой нашей жизни. Велокурьеры обслуживают тысячи заказов каждый день и работают исключительно на велосипедах.

При развитой велотранспортной инфраструктуре погодные условия не являются серьезным фактором отказа от поездок на велосипеде. В ливень или в сильный снегопад передвигаться сложно и пешком, и на автомобиле, и на общественном транспорте. Зима — это не помеха для использования велотранспорта.

Организация велопроката может стать стимулом только при возможности взять велосипед у дома и оставить его у работы. Учитывая, что велопрокат будет со станциями, то такая возможность будет далеко не у каждого пермяка. Поэтому я бы обсуждал велопрокат как возможность для удобных поездок по центру. Например, приехали вы в центр на автобусе, взяли тут же у остановки велосипед и на велосипеде совершили небольшую поездку куда-то по делам в центре города. Велосипед будет заменять пешие прогулки на короткие расстояния в центре города, на данный момент я вижу это лучшим применением данного проката. 

Александр Синявский, координатор сообщества «Велосипедизация Перми», начальник отдела по развитию транспортной инфраструктуры департамента транспорта:

Велопрокат — это хорошая история, которая есть во многих городах. Проект может стартовать не сразу, нужно, чтобы люди к нему привыкли. Не исключено, что сперва будет всплеск <интереса>, потом спад. Такие колебания могут быть, это нормально для нововведений.

За последнюю пару лет ковидных ограничений использование велосипеда изменилось. Он стал использоваться не только для рекреационных целей, но и для транспортных, логистических поездок. То, что у нас климат неподходящий, это миф. Предполагается, что велопрокат будет работать в весенне-летне-осенний период. На зиму велосипеды будут убирать. Когда велоинфраструктуры в городе будет больше, то и велосипеды не нужно будет убирать.

Кажется, что велосипедисты и водители электросамокатов будут конкурировать между собой, но на самом деле это не совсем так.  Если посмотреть на текущие тарифы прокатов, то увидим, что аренда велосипеда дешевле. Во-вторых, с точки зрения ПДД электросамокаты мощностью до 250 Вт  относятся к категории пешеходов и их владельцам нужно пользоваться пешеходной инфраструктурой. Что касается велосипедистов, то люди старше 14 лет должны пользоваться для передвижения велодорожками, если их нет — проезжей частью. У нас город не очень покрыт велоинфрастуктурой, но планы по ее развитию  есть. 

Па первом этапе работы прокат скорее пилотный проект, он не разгрузит общественный транспорт, количество велосипедов объективно маленькое. А в перспективе изменения доли пользователей разного вида транспорта может измениться. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости