«Это мистический акт, а не представление». Что критики пишут о пермской премьере «Жанна на костре»

Первые дни Дягилевского фестиваля все разговоры зрителей так или иначе сводились к премьере «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса. Спектакль вряд ли оставил кого-то равнодушным, а эмоциональные отклики публики на него колебались между восторгом и категоричным отторжением. Но даже те, у кого премьера оставила противоречивые впечатления, стремились попасть на неё второй раз, чтобы рассмотреть и расслышать все многочисленные детали постановки. 

«ТЕКСТ» составил обзор рецензий театральных критиков, опубликованных после трёх показов премьеры в Пермском театре оперы и балета.  

Спектакль о Жанне д’Арк Ромео Кастеллуччи впервые поставил в Лионе в 2017 году. «Но стройный и законченный вид эталона современной оперной драмы постановка приобрела лишь в Перми — тандем дирижёра-визионера и режиссёра-еретика до предела обострил напряжённые взаимоотношения сцены и музыки, столкновение которых высекает из уральской «Жанны на костре» искру большого театрального взрыва», — пишет Дмитрий Ренанский в «Коммерсанте». 

Культурный обозреватель телеканала «Дождь» Денис Катаев называет премьеру не просто оперой, а настоящим кино на сцене: «Всё очень кинематографично, даже с полиэкранами и монтажными склейками». В «Независимой газете» Надежда Травина пишет, что на сцене происходит какой-то мистический акт, а не представление. 



 
Об образе Жанны в спектакле

«Независимая газета»: 

— Кастеллуччи добивается удивительного единства двух непересекающихся трактовок одного героя. С одной стороны, Жанна — это обычный человек, который бросает вызов обвинителям, в одной из сцен она предстает в образе ведьмы на метле, намазываясь краской, подобно булгаковской Маргарите. С другой — святая мученица, которая с достоинством держит свой меч как крест, обнажается, надевая терновый венец на гордо поднятую голову, провозглашая силу любви и веры.

«Дождь»: 

— Режиссёр максимально абстрагируется от раскрученного образа, чтобы показать что-то большее и человечное. А делает он это с помощью своего фирменного театра художника, где как раз уже на первом плане те самые символы: мёртвая лошадь на сцене, с которой падает Жанна, её фирменный меч, выцветший французский флаг со следами костра, христианская атрибутика, католические священные знаки. В какой-то момент создается ощущение, что перед нами ожившие фрески Фра Беато Анджелико, например. Это не Жанна д’Арк, к которой мы привыкли, это и есть та самая эпоха возрождения, которой он вдохновляется. Эпоха возрождения человека, его очищение через самосожжение. 

О работе Одри Бонне и Дени Лавана:

«Коммерсант»:

— Работа французских артистов впечатляет прежде всего своей музыкальностью — тем, как под руководством дирижёра они вплетают поэтический текст Поля Клоделя между строчек Онеггера, изощрённо выстраивая тембровую, динамическую и агогическую драматургию своих ролей. Для Теодора Курентзиса голоса Лавана и Бонне становятся едва ли не ключевыми инструментами, с помощью которых он приводит к общему знаменателю карнавальное многообразие стилевых пластов «Жанны на костре», включающей в себя, кажется, всю историю музыки, от грегорианики до джаза. 

«Дождь»:

— Дени Лаван здесь приглашенная звезда. Он играет того самого монаха, брата Доминика, живого человека, который помогает Жанне переродиться, он в кино Кастеллуччи — директор школы. И это взрывоопасный дуэт. Они не поют, они именно разговаривают, но как будто поют. На то это и музыкальная драма. Для мастера в комедийном амплуа Лавана это тоже был вызов. Он справился. А в Перми он чувствовал себя в своей тарелке. Ведь даже по-русски говорит почти свободно. 



Дени Лаван

« Новый компаньон»:

— Жизнь Жанны д’Арк — это подвиг, и сценическая жизнь её театрального двойника — тоже подвиг, иное определение работы актрисы Одри Бонне трудно подобрать. Она, подобно её персонажу — школьному уборщику, полностью отрешается от телесности и живёт лишь духовно. В её метаморфозу веришь настолько, что, кажется, видишь, как она сгорает: хотя никакого костра на сцене нет, но внутренний огонь героини очевиден.  



Одри Бонне

Несмотря на то что брат Доминик сознательно отодвинут режиссёром почти за кулисы, Лаван создаёт достойный дуэт Бонне — весомыми репликами, внутренней страстностью, ритмом, а по завершении спектакля веселит эксцентричными поклонами. Пермякам, можно сказать, повезло: в Лионе, где прошла мировая премьера этого спектакля, брата Доминика играл другой актёр — Дени Подалидес. 

Об оркестре и хоре

«Коммерсант»:

— Певцы, хор musicAeterna Виталия Полонского и часть оркестрантов размещаются между зрителями, в ложах бенуара и в бельэтаже. Этот избитый на первый взгляд прием магическим образом преображает буржуазную горизонталь итальянской сцены-коробки с её чётким разделением на сцену и зал в бытийную вертикаль, отводя публике привилегированное место в самом центре звучащей вселенной. 

«Независимая газета»: 

— Казалось бы, мастерству хора и оркестра musicAeterna уже не нужно удивляться и стоит уже начать принимать это звуковое великолепие как само собой разумеющееся. Однако в «Жанне на костре» музыканты, пожалуй, вновь сотворили какое-то чудо, помноженное на долгие изнурительные репетиции. Оркестр, включающий такие типичные для музыки середины XX века инструменты, как препарированный рояль и волны Мартено, был удивительно стройным, почти живым организмом, чему во многом способствовал более подвижный темп, выбранный Курентзисом и, конечно же, его индивидуальное решение фрагментов партитуры. 

«Новый компаньон»:

—  Здесь о каждом голосе хочется написать отдельный трактат, даже если этому голосу доверено спеть всего две фразы. Певцам не помогают инструменты — они добиваются невероятных звуковых эффектов лишь с помощью собственного голоса. Когда Лариса Келль (Екатерина) и Надежда Павлова (Маргарита) поют, как два колокола, это певческий подвиг не меньший, чем безупречная Виолетта той же Павловой, даром что по размеру эти партии не сравнить. 





О значимости премьеры

«Дождь»: 

— «Жанна на костре» — событие не только для Перми, но и для России. Теодор Курентзис смог сделать крутой европейский театральный фестиваль, непринуждённый и статусный, comme il faut. «Дягилевский», «Платоновский», который только что завершился в Воронеже, и где свой спектакль показывала легендарная театральная группировка Rimini Protokoll — все эти смотры показывают, что децентрализация театральной жизни в России идёт полным ходом. И скоро москвичам и питерцам придется больше путешествовать по стране, чтобы познакомиться с громкими постановками. В то время, когда только у 9% населения нашей страны есть загранпаспорт, именно такие инициативы хоть как-то способствуют выходу из дремучей изоляции. А это и есть главная миссия Курентзиса.


Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). фото Антона Завьялова
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости