«Если снимать кино, то не об икотке и чуди». Что думают этнографы и жители Коми-округа о сериале «Территория»
На ТНТ начался показ мистического сериала «Территория», события которого разворачиваются на севере Пермского края. Многосерийный фильм основан на коми-пермяцкой мифологии, а его герои сталкиваются с нечистой силой и тайнами прошлого.
Продюсер сериала Антон Щукин решил этой работой «внести российский миф в мировую библиотеку страхов. На полке стоят истории про зомби, вампиров, культ вуду, троллей».
ТЕКСТ решил узнать, насколько успешна идея снять сериал по коми-пермяцким мифам, можно ли чудь и икотку приравнять к зомби и вампирам и какие неточности можно увидеть в фильме. Своим мнением поделились этнографы и жители Коми-Округа:
В сериале красиво показана наша природа, особенность наших сельских дорог, колодец вообще класс. Но бросаются в глаза и много неточностей. Возле дома икотницы, над входом, ярко горит электрический свет. Но в доме только керосиновые лампы. Связь участкового вообще с 90-х годов, у всех ныне уже мобильная связь ловит 4G.
С начала 2000 г. всех сельских участковых снабдили бесплатным автотранспортом, да и получают они у нас по 60-80 тыс. рублей, так что все ездят на личном транспорте. Но в сериале с мотоциклом выглядит колоритней!
В начале фильма Егор идет к колодцу, хотя возле дома стоит уличная колонка. Но, может, Егор колодцев не видел и его, как городского жителя, заинтересовал именно колодец?
В фильме водитель говорит про икотку, хотя мы называем это явление «икöта» (звучит – икэтá), а по - русски это – шева, был распространен на Русском Севере. Коми-пермяцкий язык звучит с акцентом, но это, естественно, замечаем только мы, носители языка.
Икотница, которая кормила своих «икоток», сгорает. Хотя по легендам, «икöта» - это маленькие мохнатые создания, похожие на червячков. И кормят их толченой яичной скорлупой. «Икöта» могут погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы.
В начале фильма идет правильное трактование чуди – «это такой древний народ». Коми-пермяки считают чудь своими предками. Мифология коми-пермяков также отражена отчасти верно: и по подношения Хозяину леса, и про плутание, и про вывернутую одежду (современные коми-пермяки многие так и делают!). Очень характерно показано место ночевки – полуземлянка, идол, тряпицы-подношения. И колыбельная песня также верна.
Думаю, что любителям хоррора данный сериал понравится, не говоря уже о жителях округа и Пермского края. Надеюсь, что сериал вызовет интерес к нашей мифологии, природе, фольклору. Ну, и найдутся люди, которые захотят посмотреть наши городища и святилища, побродить по лесам, окунуться в жизнь древнего народа.
Нечистая сила ничего не имеет общего с коми-пермяцкими чудами. Чуды - это часть природы. В мифологии они окружали коми-пермяков, оберегали, иногда, конечно, проказничали. Но в целом, это незлобные существа. Но считаю, что на основе коми-пермяцких мифов снять хоррор - идея не такая уж и провальная. Лишь бы сильно не переврали режиссеры.
К тому же это своеобразная реклама нашей территории и народа. Сейчас много говорят о развитии внутреннего туризма. Может, это нам и на руку сыграет. Приезжают же в Молебку в поисках инопланетного разума. А у нас пусть чудов ищут.
В Пермском крае богатейший фольклорный материал, связанный с мифологическими верованиями. Это дает прекрасные возможности его использования в разных сферах. Материал в фильме узнаваем.
Правда, с научной точки зрения, там есть огрехи. Но художественный фильм не претендует на полную научность. И сериал следует рассматривать как художественный фильм, где не надо искать строгие научные факты и точную связь с реальностью. Это искусство, оно по-своему интерпретирует материал. Именно с этих позиций и надо смотреть на фильм. Но нам, пермякам, это сделать сложно, потому что мы узнаем названия, язык, места, где были выполнены съемки, поэтому и считаем, что он про нас и оцениваем более критично.
Приравнивать чудь, икотки и пр. к нечистой силе, конечно, нельзя, это другая мифологическая система, другой комплекс представлений, сложившийся у нас, в Прикамье. Хотя, несомненно, есть и некоторые общие черты с западноевропейской мифологией.
Считаю, что в какой-то степени сериал повлияет на узнаваемость Пермского края в целом, и Коми-Пермяцкого округа, хотя «Пермь» не часто звучит из уст героев. Окажет ли он существенное влияние на развитие туризма - сомневаюсь. Но фильм многосерийный, и мы посмотрели только несколько серий. Чтобы о нем сложилось какое-то полное мнение, надо досмотреть его до конца.
Мифология коми - пермяков уже обрусевшая. И если снимать кино, то не об икотке и чуди. И, естественно, не о зомби и вампирах. Это так оскомину уже набило. Чудь – это явление не коми – пермяцкое, оно - фино – угорское. Распространено от Скандинавии до Сибири. Икотка по всей России есть...
Коми - пермяки с XIX века поддерживают русскую культуру, поэтому сегодня найти что-то настоящее коми-пермяцкое сложно. И про сериал нельзя сказать, что он основан чисто на нашей, коми-пермяцкой мифологии. Но снять фантастику на основе этих мифов можно, почему бы и нет.
Продюсер сериала Антон Щукин решил этой работой «внести российский миф в мировую библиотеку страхов. На полке стоят истории про зомби, вампиров, культ вуду, троллей».
ТЕКСТ решил узнать, насколько успешна идея снять сериал по коми-пермяцким мифам, можно ли чудь и икотку приравнять к зомби и вампирам и какие неточности можно увидеть в фильме. Своим мнением поделились этнографы и жители Коми-Округа:
Василий Гагарин, этнограф, руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора
В сериале красиво показана наша природа, особенность наших сельских дорог, колодец вообще класс. Но бросаются в глаза и много неточностей. Возле дома икотницы, над входом, ярко горит электрический свет. Но в доме только керосиновые лампы. Связь участкового вообще с 90-х годов, у всех ныне уже мобильная связь ловит 4G.
С начала 2000 г. всех сельских участковых снабдили бесплатным автотранспортом, да и получают они у нас по 60-80 тыс. рублей, так что все ездят на личном транспорте. Но в сериале с мотоциклом выглядит колоритней!
В начале фильма Егор идет к колодцу, хотя возле дома стоит уличная колонка. Но, может, Егор колодцев не видел и его, как городского жителя, заинтересовал именно колодец?
В фильме водитель говорит про икотку, хотя мы называем это явление «икöта» (звучит – икэтá), а по - русски это – шева, был распространен на Русском Севере. Коми-пермяцкий язык звучит с акцентом, но это, естественно, замечаем только мы, носители языка.
Икотница, которая кормила своих «икоток», сгорает. Хотя по легендам, «икöта» - это маленькие мохнатые создания, похожие на червячков. И кормят их толченой яичной скорлупой. «Икöта» могут погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы.
В начале фильма идет правильное трактование чуди – «это такой древний народ». Коми-пермяки считают чудь своими предками. Мифология коми-пермяков также отражена отчасти верно: и по подношения Хозяину леса, и про плутание, и про вывернутую одежду (современные коми-пермяки многие так и делают!). Очень характерно показано место ночевки – полуземлянка, идол, тряпицы-подношения. И колыбельная песня также верна.
Думаю, что любителям хоррора данный сериал понравится, не говоря уже о жителях округа и Пермского края. Надеюсь, что сериал вызовет интерес к нашей мифологии, природе, фольклору. Ну, и найдутся люди, которые захотят посмотреть наши городища и святилища, побродить по лесам, окунуться в жизнь древнего народа.
Мария Носкова, директор Коми-Пермяцкого этнокультурного центра
Нечистая сила ничего не имеет общего с коми-пермяцкими чудами. Чуды - это часть природы. В мифологии они окружали коми-пермяков, оберегали, иногда, конечно, проказничали. Но в целом, это незлобные существа. Но считаю, что на основе коми-пермяцких мифов снять хоррор - идея не такая уж и провальная. Лишь бы сильно не переврали режиссеры.
К тому же это своеобразная реклама нашей территории и народа. Сейчас много говорят о развитии внутреннего туризма. Может, это нам и на руку сыграет. Приезжают же в Молебку в поисках инопланетного разума. А у нас пусть чудов ищут.
Александр Черных, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН
В Пермском крае богатейший фольклорный материал, связанный с мифологическими верованиями. Это дает прекрасные возможности его использования в разных сферах. Материал в фильме узнаваем.
Правда, с научной точки зрения, там есть огрехи. Но художественный фильм не претендует на полную научность. И сериал следует рассматривать как художественный фильм, где не надо искать строгие научные факты и точную связь с реальностью. Это искусство, оно по-своему интерпретирует материал. Именно с этих позиций и надо смотреть на фильм. Но нам, пермякам, это сделать сложно, потому что мы узнаем названия, язык, места, где были выполнены съемки, поэтому и считаем, что он про нас и оцениваем более критично.
Приравнивать чудь, икотки и пр. к нечистой силе, конечно, нельзя, это другая мифологическая система, другой комплекс представлений, сложившийся у нас, в Прикамье. Хотя, несомненно, есть и некоторые общие черты с западноевропейской мифологией.
Считаю, что в какой-то степени сериал повлияет на узнаваемость Пермского края в целом, и Коми-Пермяцкого округа, хотя «Пермь» не часто звучит из уст героев. Окажет ли он существенное влияние на развитие туризма - сомневаюсь. Но фильм многосерийный, и мы посмотрели только несколько серий. Чтобы о нем сложилось какое-то полное мнение, надо досмотреть его до конца.
Евгений Смертин, создатель этнопарка «Страна Вису»
Мифология коми - пермяков уже обрусевшая. И если снимать кино, то не об икотке и чуди. И, естественно, не о зомби и вампирах. Это так оскомину уже набило. Чудь – это явление не коми – пермяцкое, оно - фино – угорское. Распространено от Скандинавии до Сибири. Икотка по всей России есть...
Коми - пермяки с XIX века поддерживают русскую культуру, поэтому сегодня найти что-то настоящее коми-пермяцкое сложно. И про сериал нельзя сказать, что он основан чисто на нашей, коми-пермяцкой мифологии. Но снять фантастику на основе этих мифов можно, почему бы и нет.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.