Если долго вглядываться в пустоту, пустота начнет вглядываться в тебя
В нашем обычном западном мире пустота вне закона. Природа не терпит пустоты. Рынок не терпит пустоты. Застройщики не терпят пустоты. Вывески «аренда» в каждом квартале в центре города – борьба с пустотой.
Пустота в любой привлекательной нише – долгожданный шанс, возможность захватить это пространство. Свободная касса, свободное место на парковке, свободная вакансия газетного редактора с зарплатой в 150 тысяч рублей.
Скорость и качество захвата возникающих пустот – показатель здоровья, тонуса системы.
Будь то бизнес, политика или культура. Возникновение быстрых, качественных игроков и предложений. Apple открывает нишу смартфонов, через мгновение там смертельная битва производителей. Ну или любой пермский подъезд, залепленный объявлениями «подключи наш интернет!». Потребители не терпят пустоты. Производители в тонусе. Формула работает идеально.
Соответственно, отсутствие этого «иммунного ответа» - показатель, что что-то не то с вашим датским королевством.
В общественной, политической или культурной жизни это правило заполнения возникающих пустот должно работать так же и означать то же самое – показывать тонус, состояние общества.
И вот эта мысль не дает мне покоя. Уже некоторое время я разглядываю пермские пустоты. Без драматизма, ведь пустоты – это пространство, где должно возникнуть что-то новое, актуальное и жизнеспособное. Вот я с них глаз и не свожу. Жду.
А пустоты все множатся и расширяются.
Например, политическая пустота. Огромное пространство не занятое ни кем. Совершенно нет никаких видов внятной политики. И никто не тревожит шагами эту тишину. Ни начальники, ни амбициозные граждане.
При прежнем начальстве политики тоже было немного, пожалуй, два вида: экономическая и культурная. Тот самый аутсорсинг, профицитный бюджет, налоговые льготы. Про культуру вы лучше меня знаете. Социальная политика, скорее, была продолжением экономической, вроде «маминого выбора».
Команда нового губернатора, похоже, политикой выбрала «развивать Пермский край», на вопросы особо умных отвечают цитатами Бердяева о консерватизме. Пустота.
Возможно, эта пустая сцена - прекрасный шанс для независимых крепких политиков? Где же они? После карнавала «выборы сити-менеджера» с кандидатами, списавшими доклады и завесившими город идиотскими перетяжками, можно ничего с этого фланга не ждать. Пустота.
Молодые лидеры? Несмотря на два созыва молодежного парламента и кружок при гордуме – нет никого. Пустота.
Ситуация с культурой? Пустота в трех актах.
Ужасная кадровая пустота в части публичных людей, в простонародье называющаяся «одни и те же рожи».
Почти не появляются люди с общественно важными идеями.
А ведь это крайне важный процесс. Посмотрите на Дмитрия Жебелева – молодого человека, взявшегося за идею помощи детям. Достучавшегося с ней до пермяков. Получившийся из этого проект «Дедморозим» - важная глава в светлой части истории города.
Повспоминайте кого из публичных людей вы знаете, какая у них идея?
И вот как мне понять, что означают все эти дрейфующие дыры? Что вот-вот сейчас начнется. Жизнь с минуты на минуту выведет на сцену новых героев?
Или, все-таки, что не будет никакого «иммунного ответа». Нечем отвечать, да и никому это не нужно. Ведь, все эти опции – активная общественная, политическая, культурная жизнь – они устанавливаются для городов с амбициями. Moscow never sleeps, а Пермь спит (и слава Богу).
Может отсутствие активности во всех этих «пустотах» - честный индикатор Перми? Просто заросли огороды… Ведь есть городские общества, построенные просто, приземисто: работа, быт, покупки. Вопросы решаются в бане, событие месяца – новая машина соседа. Митинг – если колдобин на дорогах стало слишком много.
Может и так.
Но я продолжаю всматриваться во всю эту пустоту. Вдруг с минуты на минуту начнется.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.