«Эпоха интеллекта». Сколько стоит обучение в частной школе и чем она отличается от государственной

Домашние задания с куратором, нейрогимнастика, подведение итогов дня, - частное образование предлагает сегодня разнообразные методики обучения и активности для детей. Пермский рынок частного образования растет: появились новые игроки, в некоторых школах – настоящий конкурс при поступлении.

Также на ситуацию повлияла пандемия ковида, из-за которой школьники временно перешли на дистанционное обучение, а родители были вынуждены активнее «включится» в учебный процесс. Это спровоцировало интерес к разным форматам образования, в том числе, к частному.  





Сегодня в Перми работают порядка десятка крупных частных школ. Здесь не только новички, которым по два-три года, есть проекты-старожилы, как, например, гимназия им. М.И. Пинаевой. ТЕКСТ поговорил с экспертами о том, почему растет интерес к частным школам, чем они отличаются от государственных и с какими стереотипами сталкиваются.

Больше практики, нет заданий на дом


Родители учеников говорят, что выбирают для детей частные школы, потому что те могут обеспечить индивидуальный подход к ребенку: в небольшом коллективе его выстроить проще, чем в классе, где 30 человек. «Нам нравится гибкий учебный график, разнообразная учебная программа, тут больше проектной работы, практики. В итоге ребенок не так сильно устает, у него нет отторжения к образовательному процессу», - говорит Наталья, мама ученицы младших классов. 

Часто такие школы «снимают еще одну боль» родителей: выполнение уроков с детьми. «Если б дочь ходила в такую школу, ей не нужно было бы таскать постоянно все учебники, тетради, вещи. Все это можно было бы оставить в шкафчике. Мы бы не сидели над уроками до сна», - объясняет Виктория, мама школьницы младших классов. Другая причина – более разнообразное питание. Некоторые родители сетуют, что детям в госшколах не нравится еда, которую им предлагают. 

Как «дистанционка» поспособствовала развитию частного образования 


Многие частные школы «выросли» из детских садов или образовательных проектов. «Нашему образовательному проекту в апреле 14 лет, из них три года мы занимаемся школой. Мы думали над открытием школы и раньше, но в итоге нас подтолкнули к этому решению родители наших выпускников. Повлияли новые вызовы времени и возможности рынка. Частное образование сегодня стало очень востребованным», - говорит директор образовательного проекта «Школа Кит» Юлия Захарова. 

Развитию рынка частного образования поспособствовало дистанционное обучение – три года назад из-за эпидемии ковида школьников перевели «на дистант». За то время, пока они учились дистанционно, многие родители вольно или невольно стали участниками образовательного процесса. «Они начали смелее выбирать другую форму образования, не только госшколу. Конечно, интерес к нам возрос. Частные школы тоже поменялись. Появилось больше ресурсов, чтобы сделать частное образование доступным», - говорит Юлия Захарова. За два года ее школа выросла на 785%. «Мы стартовали с семью учениками в 2020 году, а сейчас в нашей школе 55 учеников. Пока мы набираем детей до шестого класса. С этого учебного года откроем набор до восьмого и планируем «расти» с учениками до одиннадцатого», - говорит она.

Как попасть в частную школу


Частные школы посещают дети, которые перешли на семейное обучение. Это значит, что они изучают общеобразовательную программу вне государственной школы: дома, онлайн, или в частной школе. «У школы есть лицензия на дополнительное образование. Формально ученики находятся на семейном обучении и прикреплены к государственной школе», - объясняет Юлия Захарова. 

Вокруг частных школ по-прежнему бытует стереотип, что там учатся либо очень обеспеченные, либо «сложные» дети, которые не смогли ужиться в госшколе. Однако руководители школ говорят, что это не так. Туда берут не всех. Руководитель «Кита» говорит, что перед поступлением проводится собеседование с семьей.

Перед поступлением в «Январь» ребенок делает тесты по основным предметам, проходит тестирование психолога, вместе с родителями проходит собеседование. «Ребенок должен хотеть учиться. Родители должны испытывать доверие к педагогам, не занимать позицию требовательного судьи, а быть помощниками и ребенку, и учителю», - говорит руководитель образовательного проекта «Январь» Марина Сорокина. Она отмечает рост интереса к частному образованию и говорит, что сейчас в «Январе» идет набор в 1 и 10 класс будущего учебного года, во остальных параллелях классы уже набраны – есть буквально по 1-2 места. По ее словам, за два года работы 1888 семей интересовались поступлением в «Январь», конкурс составил примерно 12 человек на место: в образовательном проекте сегодня учатся 160 ребят.

Как устроены частные школы


В программу частных школ включают обязательные предметы. Они сочетаются в расписании с дополнительными. Например, в «Январе» дополняют программу нейрогимнастикой, креативным мышлением, развитием речи. 

Распорядок дня в частной школе и госшколе похожи, но с тем отличием, что частная работает дольше (в ней, как правило, есть продленка) и дети могут посещать кружки, дополнительные занятия, делать уроки, гулять. Классы небольшие – по 12-15 человек. Школы работают с 8.00 и до 18.00 - 19.00. Как и в госшколах, во многих частных обучение проходит по четвертям, дети учатся пять дней в неделю. «У нас собственный удобный электронный журнал. Мы преподаём по программам, рекомендованным ФГОС. С 1 класса учебная программа дополнена изучением экономики, информатики и английского языка. Ребята регулярно обучаются на предприятиях города и в музеях. Мы применяем социо-игровой подход и элементы сингапурской системы», - говорит Юлия Захарова.

В «Ките» также разнообразная школьная жизнь: устраивают турпоходы, большой новогодний спектакль, где задействованы все ученики и педагоги школы, школьники участвуют в научно-практической конференции, выездных образовательных проектах. Есть много кружков и секций, например, по керамике, занятия на укулеле, школа личностного роста. Домашние задания ребята выполняют вместе с куратором.

Большинство частный проектов учат по государственным стандартам, чтобы любой ребенок мог хорошо сдать аттестацию, при этом используют свои подходы. «Так как мы работаем по лицензии дополнительного образования, у нас есть некоторая свобода в выборе приемов преподнесения знаний. Поэтому мы применяем и авторские методики, например, наши авторские опорные сигналы по русскому языку», - говорит Марина Сорокина.

Многие частные проекты стараются творчески разнообразить школьную жизнь, создать особую атмосферу. Например, в «Январе» школьники «живут эпохами», каждые две недели эпоха меняется. «Это может быть «Эпоха помощи», «Эпоха интеллекта», вежливости, семьи, книги, чего угодно. Внутри каждой эпохи много интересных мероприятий. Дети охвачены ими на переменах, на классных часах, на общих праздниках. Обязательно на итогах дня, которые проводятся каждый день. Мы уверены, что подведение итогов учит детей анализировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других, учит видеть позитивные моменты, меняться, благодарить, дружить», - рассказывает Марина Сорокина.

Стоимость обучения в частных школах варьируется, она может достигать 35 тыс. руб. в месяц, плюс оплачивается ежегодный организационный взнос. Его размер школа устанавливает самостоятельно. Дополнительно родители оплачивают питание, продленку, кружки, которые не входят в основное расписание.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Фото gpointstudio / Freepik
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости