«Дягилев и Малер улыбаются на небесах». Как открылся Дягилевский фестиваль

Художественный руководитель фестиваля Теодор Курентзис, первый российский дирижер, кому посчастливится открывать Зальцбургский фестиваль, привез с Венецианского биеннале Первую Симфонию Малера. В исполнении фестивального оркестра MusicAeterna она прозвучала на открытии Дягилевского фестиваля вместе с концертом для скрипки Альбана Берга с неофициальным названием «Памяти ангела». 

Никто не ожидал, что на концерте симфонической музыки можно будет услышать хор. Однако, именно акапельное звучание голосов открыло вечер: певцы, как ангелы невидимые зрителям, исполнили хорал Баха Es ist genug из Кантаты № 60. Такой ход не случаен — мелодия этого хорала тематически цементирует второй раздел концерта для скрипки Альбана Берга (1935 год). Подобный прием может создать «эффект узнавания» и усилить атмосферу светлой скорби «Памяти ангела». Красочность и виртуозность этого экспрессивного сочинения Берга подчеркнул молодой, но уже всемирно признанный скрипач-солист Айлен Притчен.

Благодаря дирижерской воле Теодора Курентзиса и мастерству его оркестра, убедительно и захватывающе прозвучала симфония Малера №1 (1888 год). В одном из интервью маэстро отметил, что цель музыкального исполнения — вызывать внутреннее переживание. Очень может быть, что кто-то из зрителей в этот вечер сопереживал истории молодого композитора, которого тяжесть безответной любви сподвигла на написание симфонии, кто-то размышлял о жизненных испытаниях, которые делают человека сильнее и мудрее…

Концерт состоял всего из двух номеров, но торжественное столпотворение в Пермском театре оперы и балета продолжалось более трех часов. Не считая затянувшегося антракта, время концертных наслаждений зрители увеличили себе сами. После скрипичного концерта Берга аплодисменты не отпускали солиста Айлена Притчина и он не без удовольствия остался на сцене. Largo из третьей скрипичной сонаты Баха стало прекрасным обрамлением произведению Берга, которое, как мы помним, началось с баховского хорала. 

Второй бис — тихий финал концерта — устроили поклонники Курентзиса, оценившие его трактовку Первой симфонии. В подарок за традиционные стоячие овации, они получили Adagietto из Пятой симфонии. Благодаря фильму Висконти «Смерть в Венеции» эта часть цикла стала эмблемой музыки Малера. Именно ее Курентзис с фестивальным оркестром исполнил на могиле Сергея Дягилева в городе на воде. 

Как сказала музыковед Анна Фефелова в тематической лекции перед концертом: «Это две недели, когда каждый день будет по нескольку раз произноситься имя Сергея Павловича Дягилева, и он будет где-то там наверху улыбаться вместе с Густавом Малером. И это прекрасно».

Что тут еще можно добавить? Дягилевский фестиваль открыт. И это прекрасно.
Дарья Черкасова, Екатерина Вербицкая
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости