Две стороны одной Лючии
Режиссёр Константинос Контокристос и дирижёр Экторас Тартанис работают в Перми над оперой «Лючия ди Ламмермур». Трагическую историю Гаэтано Доницетти зрители увидят на сцене Пермского театра оперы и балета уже на этой неделе.
Произведение итальянского композитора первой половины XIX века неоднократно ставили в России и Европе. В конце прошлого года состоялась премьера «Лючии» в Мариинском театре, а в феврале 2019-го — в Вене, где заглавную роль исполнила Ольга Перетятько.
Несмотря на такую популярность оперы, и театральные критики, и режиссёры рассказывают, что работать над ней непросто. «Очень трудно поставить «Лючию», нужно придумать для этого особый ход», — такими словами завершил лекцию о произведении Доницетти в Перми музыковед и историк оперы Михаил Мугинштейн. А Константинос Контокристос на одной из творческих встреч со зрителями рассказал, как обрадовался предложению Теодора Курентзиса поработать именно над этой оперой, но буквально через пару дней осознал, насколько сложная задача стоит перед ним.
Некоторые детали «Лючию ди Ламмермур» на пермской сцене уже известны. «ТЕКСТ» узнал, как историю Доницетти увидели Константинос Контокристос и Экторас Тартанис.
В либретто «Лючии ди Ламмермур» немало моментов, которые режиссёр при желании может развернуть в кровавую драму. Здесь есть призраки и убийство, сцена на кладбище и сумасшествие главной героини. «Оперу часто ставят с обилием крови и огромным количеством мёртвых на сцене. Но, мне кажется, это не рассказывает историю Лючии, — говорит Контокристос. — Когда я изучал либретто, то увидел, что она очень часто говорит о призраке, и это дало мне толчок для развития идеи».
Режиссёр расширил личную трагедию Лючии до общечеловеческой истории мечтаний и страхов. Призрак, которого она видит и слышит — символ этих душевных переживаний. Контокристос хочет обойтись без кровавых сцен, и показать, как мечтает человек и как его стремления могут обратиться в прах или, напротив, стать прекрасной реальностью.
Одна из знаменитых особенностей музыки Гаэтано Доницетти в «Лючии ди Ламмермур» — соло стеклянной гармоники, чьи тонкие, вибрирующие тона звучат в унисон голосу Лючии в сцене сумасшествия. Но спустя некоторое время композитор расписал эту же партию и для флейты, поскольку найти музыкантов, владеющих редким инструментом, было непросто.
В современных постановках стеклянную гармонику всё же иногда используют. В пермской версии «Лючии» её не будет. А флейта, голосом которой откликается на пение главной героини призрак, даже появится на сцене.
«Что мне кажется особенным в этой музыке, так это то, как эта прекрасная мелодия связана с психологическими переживаниями персонажей. Музыка кажется очень простой, но эта простота, тем не менее, выражает всю гамму эмоций персонажей. Ария Лючии — это, наверное, одна из самых сложных арий для сопрано в мире и одновременно одна из самых известных. В какой-то момент буквально несколько тактов мы слышим только голос Лючии и звук флейты, призрачный и прозрачный, как те голоса, которые слышатся ей в её голове. И в этом, казалось бы, простом звучании мы чувствуем, насколько тяжело приходится героине», — говорит дирижёр Экторас Тартанис.
Но это лишь образно. Режиссёр обещает, что зритель увидит на сцене классическую историю Доницетти, от начала и до конца. Однако Лючия Контокристоса — это не только влюбленная девушка, но ещё и оперная дива, которая мечтает о партии Лючии.
«Есть определённая ирония в том, что нашу солистку зовут Надежда (Надежда Павлова, сопрано — ред.), — говорит режиссёр. — Я подумал, что и у неё есть мечта об успехе в своей карьере. Логично было бы сделать две истории. Одна — история солистки, которая мечтает спеть партию Лючии. И здёсь всё кончается хорошо. Вторая — истории Лючии, как она показана в опере Доницетти».
Для своей постановки Контокристос выбрал известный приём театра в театре. И либретто, и музыку «Лючии ди Ламмермур» он сохранил без изменений. А чтобы воплотить свою идею и создать необходимый эффект двойственности, режиссёр придумал установить на сцене большое зеркало.
Конструкция размером девять на шесть метров — не просто зеркало. Она может превращаться в экран для трансляции видеоизображения, в отражающую поверхность или прозрачную плоскость. Зеркало будет настроено так, что своё отражение в нём будут видеть и певцы на сцене, и дирижёр, и даже зрители.
«Я постараюсь сделать так, чтобы все в зале стали частью нашего магического мира. Для этого в определённый момент я хочу вывести свет в зал, чтобы все, кто хорошо видит, могли разглядеть себя в зеркале и увидеть свои мечты — те которые сбылись и те, которые разбились. На спектакле я буду одним из вас, потому что моя работа закончится на генеральной репетиции, а потом я сяду туда, где я очень люблю находиться — в зрительный зал», — говорит Константинос Контокристос.
Монтировать декорации для «Лючии ди Ламмермур» из-за использования огромного зеркала очень сложно и долго. Поэтому показывать оперу будут блоком, несколько дней подряд. Понимая это заранее, режиссёр решил, что для постановки потребуется два состава и, соответственно, две солистки.
Надежда Павлова
«Когда мне понадобилась вторая Лючия, я обратился в несколько агентств за помощью. Мы не могли поставить во второй состав кого-то ниже уровнем, чем Надежда Павлова, и найти солистку было непросто — планы таких исполнительниц расписаны на годы вперёд, — рассказывает Контокристос. — Один мой знакомый агент посоветовал искать кого-то молодого и пока мало известного».
Режиссёру пришлось пересмотреть множество видео, пока ему не попался фрагмент записи Сары Бланш, молодой оперной певицы из Испании. Её голос сразу привлёк внимание Контокристоса, и он понял, что хотел бы работать именно с ней. Когда они с агентом позвонили Саре, та ответила, что, как это ни удивительно, но сейчас она как раз разучивает партию Лючии и даже сделала несколько записей. Кандидатуру молодой исполнительницы согласовали без малейших раздумий.
Сара Бланш выйдет на пермскую сцену в роли Лючии 10 и 13 марта. Голос Надежды Павловой зрители услышат 9 и 12 марта.
Произведение итальянского композитора первой половины XIX века неоднократно ставили в России и Европе. В конце прошлого года состоялась премьера «Лючии» в Мариинском театре, а в феврале 2019-го — в Вене, где заглавную роль исполнила Ольга Перетятько.
Несмотря на такую популярность оперы, и театральные критики, и режиссёры рассказывают, что работать над ней непросто. «Очень трудно поставить «Лючию», нужно придумать для этого особый ход», — такими словами завершил лекцию о произведении Доницетти в Перми музыковед и историк оперы Михаил Мугинштейн. А Константинос Контокристос на одной из творческих встреч со зрителями рассказал, как обрадовался предложению Теодора Курентзиса поработать именно над этой оперой, но буквально через пару дней осознал, насколько сложная задача стоит перед ним.
Некоторые детали «Лючию ди Ламмермур» на пермской сцене уже известны. «ТЕКСТ» узнал, как историю Доницетти увидели Константинос Контокристос и Экторас Тартанис.
1. Крови не будет
В либретто «Лючии ди Ламмермур» немало моментов, которые режиссёр при желании может развернуть в кровавую драму. Здесь есть призраки и убийство, сцена на кладбище и сумасшествие главной героини. «Оперу часто ставят с обилием крови и огромным количеством мёртвых на сцене. Но, мне кажется, это не рассказывает историю Лючии, — говорит Контокристос. — Когда я изучал либретто, то увидел, что она очень часто говорит о призраке, и это дало мне толчок для развития идеи».
Режиссёр расширил личную трагедию Лючии до общечеловеческой истории мечтаний и страхов. Призрак, которого она видит и слышит — символ этих душевных переживаний. Контокристос хочет обойтись без кровавых сцен, и показать, как мечтает человек и как его стремления могут обратиться в прах или, напротив, стать прекрасной реальностью.
2. Стеклянную гармонику заменит флейта
Одна из знаменитых особенностей музыки Гаэтано Доницетти в «Лючии ди Ламмермур» — соло стеклянной гармоники, чьи тонкие, вибрирующие тона звучат в унисон голосу Лючии в сцене сумасшествия. Но спустя некоторое время композитор расписал эту же партию и для флейты, поскольку найти музыкантов, владеющих редким инструментом, было непросто.
В современных постановках стеклянную гармонику всё же иногда используют. В пермской версии «Лючии» её не будет. А флейта, голосом которой откликается на пение главной героини призрак, даже появится на сцене.
«Что мне кажется особенным в этой музыке, так это то, как эта прекрасная мелодия связана с психологическими переживаниями персонажей. Музыка кажется очень простой, но эта простота, тем не менее, выражает всю гамму эмоций персонажей. Ария Лючии — это, наверное, одна из самых сложных арий для сопрано в мире и одновременно одна из самых известных. В какой-то момент буквально несколько тактов мы слышим только голос Лючии и звук флейты, призрачный и прозрачный, как те голоса, которые слышатся ей в её голове. И в этом, казалось бы, простом звучании мы чувствуем, насколько тяжело приходится героине», — говорит дирижёр Экторас Тартанис.
3. В пермской постановке — две главных героини
Но это лишь образно. Режиссёр обещает, что зритель увидит на сцене классическую историю Доницетти, от начала и до конца. Однако Лючия Контокристоса — это не только влюбленная девушка, но ещё и оперная дива, которая мечтает о партии Лючии.
«Есть определённая ирония в том, что нашу солистку зовут Надежда (Надежда Павлова, сопрано — ред.), — говорит режиссёр. — Я подумал, что и у неё есть мечта об успехе в своей карьере. Логично было бы сделать две истории. Одна — история солистки, которая мечтает спеть партию Лючии. И здёсь всё кончается хорошо. Вторая — истории Лючии, как она показана в опере Доницетти».
Для своей постановки Контокристос выбрал известный приём театра в театре. И либретто, и музыку «Лючии ди Ламмермур» он сохранил без изменений. А чтобы воплотить свою идею и создать необходимый эффект двойственности, режиссёр придумал установить на сцене большое зеркало.
4. В отражение огромного зеркала на сцене попадут даже зрители
Конструкция размером девять на шесть метров — не просто зеркало. Она может превращаться в экран для трансляции видеоизображения, в отражающую поверхность или прозрачную плоскость. Зеркало будет настроено так, что своё отражение в нём будут видеть и певцы на сцене, и дирижёр, и даже зрители.
«Я постараюсь сделать так, чтобы все в зале стали частью нашего магического мира. Для этого в определённый момент я хочу вывести свет в зал, чтобы все, кто хорошо видит, могли разглядеть себя в зеркале и увидеть свои мечты — те которые сбылись и те, которые разбились. На спектакле я буду одним из вас, потому что моя работа закончится на генеральной репетиции, а потом я сяду туда, где я очень люблю находиться — в зрительный зал», — говорит Константинос Контокристос.
5. Для заглавной роли выбрали двух солисток
Монтировать декорации для «Лючии ди Ламмермур» из-за использования огромного зеркала очень сложно и долго. Поэтому показывать оперу будут блоком, несколько дней подряд. Понимая это заранее, режиссёр решил, что для постановки потребуется два состава и, соответственно, две солистки.
Надежда Павлова
«Когда мне понадобилась вторая Лючия, я обратился в несколько агентств за помощью. Мы не могли поставить во второй состав кого-то ниже уровнем, чем Надежда Павлова, и найти солистку было непросто — планы таких исполнительниц расписаны на годы вперёд, — рассказывает Контокристос. — Один мой знакомый агент посоветовал искать кого-то молодого и пока мало известного».
Режиссёру пришлось пересмотреть множество видео, пока ему не попался фрагмент записи Сары Бланш, молодой оперной певицы из Испании. Её голос сразу привлёк внимание Контокристоса, и он понял, что хотел бы работать именно с ней. Когда они с агентом позвонили Саре, та ответила, что, как это ни удивительно, но сейчас она как раз разучивает партию Лючии и даже сделала несколько записей. Кандидатуру молодой исполнительницы согласовали без малейших раздумий.
Сара Бланш выйдет на пермскую сцену в роли Лючии 10 и 13 марта. Голос Надежды Павловой зрители услышат 9 и 12 марта.
- Читайте наши лучшие истории в телеграм-канале Интересная Пермь и инстаграме ТЕКСТа. Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное!
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).Фото Никиты Чунтомова.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.