Долгожитель «Баба-Яга»

Почему одни спектакли — «долгожители», а другие идут на сцене всего несколько сезонов? Когда реквизит идет на «побор» и куда отправляются куклы после того, как постановку сняли с репертуара?

В нашем третьем, заключительном тексте спецпроекта о закулисной жизни театров, мы говорим о том,  что происходит, когда спектакль покидает сцену.

О сроке службы постановки и спектаклях-долгожителях


Срока службы у спектакля нет — зачастую всё определяет зрительский успех. Если спектакль востребован, он может идти на сцене несколько десятков лет. Например, в репертуаре Пермского театра кукол есть сказка о дружбе «Машенька и медведь», которая в 2021 году отметит своё 35-летие и была сыграна около девятисот раз.

Примечательно, что все эти годы Машеньку играет заслуженная артистка РСФСР Лариса Нагогина. Пермский театр кукол побывал с этой постановкой на гастролях в Москве, Луисвилле (США), Нагое и Токио (Япония). 





В Пермском ТЮЗе тоже есть спектакли-долгожители. Например, «Как Баба-Яга сына женила» был впервые поставлен в 1996 году, а «Синий платочек» в 2000-м. Когда любимый зрителем спектакль устаревает, «изнашивается», то театр делает его капитальное восстановление.

«По эскизам художника постановки создается новое оформление, декорации, шьются новые костюмы с учетом смены актерского состава, новым составом артистов идут репетиции. <Это делается для того>, чтоб он смотрелся ярче, интереснее», - рассказали в пресс-службе Пермского ТЮЗа. И «Баба-Яга», и «Синий платочек» пережили такие капительные восстановления.

Почему спектакли снимают с репертуара


Спектакли снимают с репертуара довольно редко. Решение об их списании принимает художественная коллегия театра. Как пояснили в пермских театрах, постановку снимают с репертуара, когда к ней падает зрительский интерес или когда у спектакля нет подходящего состава артистов.

Часто бывает, театр приобретает права на показ спектакля на какой-либо определенный период. «Когда он подходит к завершению, театр снова продлевает права или спектакль выходит из репертуара. Но списание происходит только по решению художественной коллегии, а до этого спектакль находится на хранении и может при возобновлении прав на его показы снова вернуться на сцену и продолжать радовать зрителя», — говорит технический директор Пермского театра оперы и балета Сергей Телегин.

Иногда в театре могут параллельно идти спектакли по одному и тому же художественному материалу, но в постановке разных авторов. Так, например, в репертуаре Пермского театра оперы и балета есть два балета «Лебединое озеро»: спектакль 2005 года, в редакции Наталии Макаровой, и 2015 года — авторства Алексея Мирошниченко. Обе постановки «рабочие»: более ранним «Лебединым озером», например, открывался 148-й сезон в 2019 году.

Когда спектакли возвращают в репертуар


Иногда спектакли «достают с полки» и возвращают в репертуар. «Это может быть связано с тем, что какое-то время в труппе не было актёра для какой-то роли, и он появляется. Новогодние спектакли тоже могут не идти несколько лет, а затем вновь появиться, ведь проходит время, и для этой постановки подрастают новые зрители», - рассказали в Пермском театре кукол.



Спектакль «Как Баба-Яга сына женила»

Когда спектакль возвращают в репертуар, реквизит и декорации для него создаются заново. «Если театр обращается к материалу спустя много лет, то создается новая постановка, ведь меняется время, взгляд на ту или иную пьесу, автора. Да и зритель не хочет смотреть что-то архаичное», - считают в Пермском ТЮЗе.

«Вторая жизнь» реквизита


Списанный реквизит и костюмы оставляют на подбор, для использования в новых постановках. Исключение — сломанные или непригодные для дальнейшего использования вещи, их отправляют на утилизацию. «Подбор — самые ходовые в постановках вещи: предметы интерьера, посуда, оружие и т.п., списанный реквизит. Мы их предлагаем режиссеру или художнику-постановщику и, если подбор подходит с какими-либо доработками для использования в новой постановке, то это просто замечательно. Это значительно сокращает временные, производственные и финансовые затраты», — рассказал Сергей Телегин.

Часто снятые с репертуара спектакли продолжают служить театру. «Самые ценные куклы,  декорации и реквизит становятся частью выставок, могут быть задействованы в театральных праздниках и мастер-классах по кукловождению», - рассказали в пресс-службе Пермского театра кукол. У каждого спектакля в Пермском театре кукол есть паспорт, в котором  перечислено всё, что увидят зрители — куклы, костюмы, реквизит, декорации. Весь реквизит постановки полностью сохраняется. Он хранится на складе театра в специальных коробах. На складе кукол измеряется влажность и температура  для того, чтобы куклы и реквизит не пострадали от сырости и грибка.

В Пермском ТЮЗе костюмы и головные уборы из списанных спектаклей часто используют во время экскурсий по театру, чтоб гости могли их примерить, потрогать, то же самое касается реквизита.

Можно ли купить что-то из реквизита театра


Театр не имеет права торговать реквизитом и декорациями — они являются государственной или муниципальной собственностью. «Можно передать их с баланса на баланс другому учреждению, хранить, списать, утилизировать. В некоторых случаях куклы и декорации из списанного спектакля могут быть переданы в дар подопечным театра, например, подшефному детскому кукольному театру», - рассказали в Пермском театре кукол.

Но не всем изделиям, реквизиту или костюмам можно подарить вторую жизнь, это касается предметов, защищенных авторскими правами, которые ограничивают право на использование их вне конкретной постановки. Тогда, после снятия спектакля с репертуара, все подлежит утилизации.


Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости