Дальше хода нет: почему медиа-лидеры всегда проигрывают следующий бой

Борис Майоров специально для Casual Friday.



За последние 20 лет медиабизнес пережил столько технологических потрясений, сколько врагу не пожелаешь. Они приносили разочарования, удивление, меняли правила игры и открывали новые возможности.

Пытаясь подвести какие-то итоги и вычислить секрет успеха победителей, можно заметить четкую тенденцию: лидер в любом технологическом периоде, как правило, терял свои позиции на следующем этапе. Несмотря на то, что подходил к моменту смены эпох с крупными ресурсами, безупречным профессиональным уровнем и крепким менеджментом.

Этакое проклятие следующей двери,  в которую не так просто пройти: там неважно насколько ты хорош здесь.

Для простоты и наглядности давайте рассматривать эти поучительные истории на примере родного регионального медиабизнеса.

Главным агентом перемен, конечно, стал интернет - прошлое десятилетие стало периодом битвы за информационное лидерство в сети. Первыми в интернет переехали новости – тексты и фото. Удивительно, но самые опытные и высокопрофессиональные игроки предшествующего информационного этапа газетчики, не смогли занять лидирующие позиции в топе популярных интернет-медиа. Несмотря на то, что на старте интернет-эпохи большинство издателей газет понимали, что это - будущее, инвестировали в сайты и обсуждали разные важные детали, вроде того: должны ли отличаться заголовки у статей в газете и на сайте.

Пока мастера пера морочились такими вещами, будущие лидеры интернет-рынка делали ставку на поток коротких незатейливых новостей, вложившись в технологии сбора трафика, иногда изобретая какие-то гибридные конструкции – «прикручивая» к ленте новостей доски объявлений или форумы. Чистое безумие с точки классического маркетинга. Но это том этапе - сработало.

Традиционные же издатели переоценивали значение качества текстов, недооценивая продвижение и технологические приемы привлечения читателей. И, как выяснилось, недопонимали реальные потребности массовой аудитории. Как на днях с досадой сформулировала коллега из одного пермского делового издания: аналитика сайта почти за любой день показывает, что в лидерах по просмотрам не экономика, политика или культура, а «ДТП, одни ДТП».

Из более мелких зарисовок: радио и музыка в интернете. Великие и всемогущие в 90-ые, радиостанции совсем растерялись в «нулевые». Имея на вооружении все технологии работы с музыкальным материалом, никто не смог эффективно перейти в интернет. Не «кинуть» сигнал в сеть, а стать музыкальным сервисом. Сейчас, когда я пишу эти строки, в моем смартфоне играет Яндекс.Музыка, не «Европа плюс», не радио «Максимум». Новая эпоха – новые лидеры.

А потом пришли социальные сети. Странная забава экстравертов, бездельников и студентов. Именно такое впечатление они производили в момент появления. Тем не менее, я отлично помню, что уже в 2009-10 годах были данные с западных рынков о взрывном росте соцсетей. Так или иначе, издатели стали заводить какие-то странички, что-то там размещать.

Но лидерами стали не уникальные журналистские коллективы, не волшебники трафика и коллекционеры ДТП – а далекие от медиа создатели сообществ «Мой город Пермь», «Пермь активная» и т.д. У федералов, например, «Лентач».

Издатели продолжали верить в свои умные тексты про экономику и важные политические решения, порталы - в ДТП и поисковую оптимизацию. Никому и в голову прийти не могло, что в соцсетях надо рассказывать новости так:

Хотя сделать такую дребедень могли все.

Сейчас мы видим приближение очередных технологически волн, например, мессенджеров и видео в интернете. Если «проклятие» в силе, то ни пермские интернет-СМИ, ни мега-группы из Вконтакта не смогут победить в мессенджерах. Кто там прорвется – пока тайна.

С видео – уже чуть понятнее. Еще год назад я знать ничего не хотел о каких-то видеоблогерах на Youtube, а сегодня в моем видео-потреблении они занимают больше, чем вся продукция российских и пермских каналов. Отличные спортивные блоги! И то, что они делают, значительно проще и совсем не похоже на поток сюжетов, которые льют в интернет местные каналы. Если дальше так пойдет, то самыми востребованными производителями видео для сети станут не профессионалы с пермских телеканалов, а, например, ребята из Закамска, снимающие на смартфон и монтирующие как придется.

Конечно, «проклятие» следующего этапа – не более, чем образ. В основе этих «провалов на стыке» лежат тривиальные причины. Преобразующая сила новых технологий почти всегда недооценивается участниками рынка. Каждая волна технологического обновления означает новую битву за лидерство. Для компаний первого эшелона – это большая угроза, для новичков – шанс стать царем горы.

При этом, выигрывает не самый умный, не самый богатый или профессиональный, а трудолюбивый игрок со свежим взглядом. Или, как минимум, умеющий наблюдать и видеть новые возможности. Весь ваш опыт и «черный пояс» по борьбе старой школы превращаются из плюсов в минусы. Генералы гарантированно проигрывают новобранцам.

Что же делать, чтобы выигрывать? Пусть звучит странно, но отбросить все, что вы знали до этого. Стать голодным, быстрым, любопытным новичком.   


Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.

Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости