«Чёртово колесо». Как в Перми появились первые аттракционы «Колесо обозрения»
В 1970-е годы в СССР начался настоящий бум аттракционов под названием «Колесо обозрения». Позже в народе его будут называть «чёртовым» после песни Муслима Магомаева «Чёртово колесо». В это же время аттракционы кругового обзора начинают возводить и в Перми.
Сегодня все советские «чёртовы колеса» в городе демонтированы. На месте одних появились новые смотровые аттракционы, а на месте других - лишь воспоминания и архивные фото.
Колесо обозрения в Закамске
ТЕКСТ решил вспомнить, где в Перми были возведены первые аттракционы «Колесо обозрения» и как сложилась их дальнейшая судьба:
В советские годы невысокое колесо обозрения с кабинками было установлено на Мотовилихинском пруду. Это было одно из первых «чертовых колёс» в Перми. По воспоминаниям пермяков, аттракцион был установлен на плотине пруда и работал в 1960-70-е годы.
Фото из архива Катаевых.
Рядом с колесом располагались лодочный прокат, вышка для прыжков в воду и мостки, соединяющие вышку с берегом. Когда было демонтировано мотовилихинское колесо обозрения, неизвестно.
В 1969 году в Кировском районе Перми было решено устроить детский парк аттракционов. Строительство парка началось в 1971 году на долевых началах предприятий района. За два месяца был построен целый городок - здесь было установлено 18 аттракционов десяти видов, в том числе и колесо обозрения.
По рассказам жителей района, в советское время «Чертово колесо» было самым дорогим аттракционом в Закамске – билет стоил 50 копеек, тогда как на других аттракционах можно было покататься за 10-20 копеек.
В 2008 году на территории парка было установлено новое колесо обозрения. На тот момент оно считалось самым большим в Приволжском федеральном округе и вторым по величине в России. Его высота составила 38 метров, тогда как высота колеса обозрения в Горьковском парке составляла 26 метров.
Аттракцион действует до сих пор. На нем можно покататься в трех видах кабинок - в закрытых, полуоткрытых круговых и полностью открытых. Всего на аттракционе предусмотрено 100 посадочных мест. Время поездки составляет 10 минут.
В 1967 году в Перми был создан Балатовский парк, который занимал 19 гектаров. Часть парка была отведена под аттракционы. Здесь в 1980 году появилось и колесо обозрения. Аттракцион развлекал пермяков целых 28 лет при норме 10 - 15 лет.
В 2008 году в парке установили новое «Чертово колесо» с 20 разноцветными кабинками, которые напоминали форму желудя. 16 кабинок были остеклены пластиком, остальные были открытыми. Высота балатовского колеса обозрения составляла 30 метров. Для установки конструкции в парке пришлось вырубить более десятка деревьев. На аттракционе одновременно могли кататься 80 человек, билет стоил от 50 рублей.
В 2018 году в Балатовском парке начали сносить аттракционы и летние кафе, а на следующий год очередь дошла и до колеса обозрения. Известно, что аттракцион переехал в Ижевск.
Впервые аттракцион, похожий на колесо обозрения, появился в парке им. Горького в 1950-е годы. Это было невысокое колесо с несколькими кабинками. Позже оно будет носить название «Солнышко» и катать в основном детей.
В 1970-х годах в парке Горького началась реконструкция, и было установлено «Чертово колесо». Его высота составляла 26 метров. Это была стандартная высота всех советских колес обозрения. На аттракционе было 20 открытых кабинок, в которых могли находиться от 2 до 4 человек. По воспоминаниям пермяков, аттракцион был по-настоящему «экстремальным» - кабинки можно было вращать вокруг своей оси.
1991, фото Александр Романов
Колесо обозрения проработает вплоть до 2013 года. В это время в стране начнется очередной бум аттракционов кругового обзора, и в пермском парке появится новое «Чертово колесо» высотой 50 метров. Оно станет третьим по величине в России. Более высокие аттракционы кругового обзора находятся только на ВДНХ в Москве (68 метров) и в поселке Лазаревское под Сочи (77 метров).
Новое колесо обозрения в парке им. Горького рассчитано на 144 посадочных мест – это 24 кабинки по шесть мест каждая. В 2016 году на колесе начнутся ночные катания, а спустя два года появится разноцветная иллюминация.
Сегодня все советские «чёртовы колеса» в городе демонтированы. На месте одних появились новые смотровые аттракционы, а на месте других - лишь воспоминания и архивные фото.
Колесо обозрения в Закамске
ТЕКСТ решил вспомнить, где в Перми были возведены первые аттракционы «Колесо обозрения» и как сложилась их дальнейшая судьба:
Колесо на плотине
В советские годы невысокое колесо обозрения с кабинками было установлено на Мотовилихинском пруду. Это было одно из первых «чертовых колёс» в Перми. По воспоминаниям пермяков, аттракцион был установлен на плотине пруда и работал в 1960-70-е годы.
Фото из архива Катаевых.
Рядом с колесом располагались лодочный прокат, вышка для прыжков в воду и мостки, соединяющие вышку с берегом. Когда было демонтировано мотовилихинское колесо обозрения, неизвестно.
Колесо за 50 копеек
В 1969 году в Кировском районе Перми было решено устроить детский парк аттракционов. Строительство парка началось в 1971 году на долевых началах предприятий района. За два месяца был построен целый городок - здесь было установлено 18 аттракционов десяти видов, в том числе и колесо обозрения.
По рассказам жителей района, в советское время «Чертово колесо» было самым дорогим аттракционом в Закамске – билет стоил 50 копеек, тогда как на других аттракционах можно было покататься за 10-20 копеек.
В 2008 году на территории парка было установлено новое колесо обозрения. На тот момент оно считалось самым большим в Приволжском федеральном округе и вторым по величине в России. Его высота составила 38 метров, тогда как высота колеса обозрения в Горьковском парке составляла 26 метров.
Аттракцион действует до сих пор. На нем можно покататься в трех видах кабинок - в закрытых, полуоткрытых круговых и полностью открытых. Всего на аттракционе предусмотрено 100 посадочных мест. Время поездки составляет 10 минут.
Колесо и желуди
В 1967 году в Перми был создан Балатовский парк, который занимал 19 гектаров. Часть парка была отведена под аттракционы. Здесь в 1980 году появилось и колесо обозрения. Аттракцион развлекал пермяков целых 28 лет при норме 10 - 15 лет.
В 2008 году в парке установили новое «Чертово колесо» с 20 разноцветными кабинками, которые напоминали форму желудя. 16 кабинок были остеклены пластиком, остальные были открытыми. Высота балатовского колеса обозрения составляла 30 метров. Для установки конструкции в парке пришлось вырубить более десятка деревьев. На аттракционе одновременно могли кататься 80 человек, билет стоил от 50 рублей.
В 2018 году в Балатовском парке начали сносить аттракционы и летние кафе, а на следующий год очередь дошла и до колеса обозрения. Известно, что аттракцион переехал в Ижевск.
Экстремальное колесо
Впервые аттракцион, похожий на колесо обозрения, появился в парке им. Горького в 1950-е годы. Это было невысокое колесо с несколькими кабинками. Позже оно будет носить название «Солнышко» и катать в основном детей.
В 1970-х годах в парке Горького началась реконструкция, и было установлено «Чертово колесо». Его высота составляла 26 метров. Это была стандартная высота всех советских колес обозрения. На аттракционе было 20 открытых кабинок, в которых могли находиться от 2 до 4 человек. По воспоминаниям пермяков, аттракцион был по-настоящему «экстремальным» - кабинки можно было вращать вокруг своей оси.
1991, фото Александр Романов
Колесо обозрения проработает вплоть до 2013 года. В это время в стране начнется очередной бум аттракционов кругового обзора, и в пермском парке появится новое «Чертово колесо» высотой 50 метров. Оно станет третьим по величине в России. Более высокие аттракционы кругового обзора находятся только на ВДНХ в Москве (68 метров) и в поселке Лазаревское под Сочи (77 метров).
Новое колесо обозрения в парке им. Горького рассчитано на 144 посадочных мест – это 24 кабинки по шесть мест каждая. В 2016 году на колесе начнутся ночные катания, а спустя два года появится разноцветная иллюминация.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.