Что узнали посетители первого «Дня голоса» в Перми

В понедельник, 16 апреля, в Перми впервые отметили Международный день голоса. Инициаторами праздника стали  врачи редкой специальности – фониатрии. 

В конференц-зале краевой библиотеки имени А.М. Горького собрались   профессиональные пользователи своего голоса – вокалисты, преподаватели  вокала пермских вузов и музыкальных школ,  актеры пермских театров. Много было студентов вокальных отделений вузов, тех, кто еще постигает азы профессии вокалиста. Пришли и те, кто нуждается в оздоровлении голоса после операции, болезни.

Оториноларинголог-фониатр Александр Сажин рассказал о том, где и как зарождается голос и по каким причинам он «пропадает». 





В работе фониатра есть два правила. Первое: фониатр смотрит не только гортань и голосовые связки, но и все лор-органы: ухо, горло, нос и околоносовые пазухи. Почему?  А вот это уже второе правило. Суть голосоизвлечения – это работа не только голосовых складок, но и  всей дыхательной системы, в которую входят трахея, бронхи, легкие, даже диафрагма. Поэтому так важно здоровье околоносовых пазух – основных резонаторов, трахеи и бронхов – проводящей системы звука, внутреннего уха – главного «координатора» слышимых и произносимых звуков.

Голосоречевой аппарат – очень сложная система. Поэтому любое заболевание лор-органов (ухо, горло, нос, гортань) или бронхо-легочной системы может привести к  суровым последствиям для голоса. Особенно, если такое заболевание вовремя не выявить и не лечить. 

Невылеченные острые заболевания гортани – прямой  путь к хронизации болезни. Лечение запущенных случаев чаще всего возможно только хирургически. 

Главным помощником врача-фониатра в повышении качества голоса, в восстановлении голоса после заболеваний или чрезмерных нагрузок является фонопед. Фонопед – это логопед, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками.

Педагог-фонопед клиники «Лор Плюс», актриса, режиссер, педагог по сценической речи и мастерству актера  Елена  Мальцева в своем мастер-классе  « Как сохранить здоровье, гибкость и силу голоса» рассказала о тайнах звучания голоса.





Она раскрыла слушателям несколько секретов того, как помочь голосу стать более звучным, гибким, какие упражнения помогут  научиться правильно дышать. Ведь основа сильного голоса – именно правильно поставленное дыхание. И речь не шла только о певцах или актерах. Каждому хочется, чтобы  голос был здоров, каждый может и натренировать силу и гибкость голоса.

Яркая лекция старейшего и опытнейшего фониатра Перми Андрея  Зуева об особенностях детского певческого голоса не оставила равнодушным никого. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых, гортань в несколько раз меньше, чем у взрослых – отсюда особое звучание детских голосов. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. И в процессе постановки голоса у ребенка важно помнить, что при неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает низкое звучание а чрезмерно громкое пение попросту губительно отражается на голосовых связках детей. 





Нельзя перенапрягать  ребенка при занятиях вокалом, нужно беречь быстро растущий и потому очень ранимый голосовой аппарат ребенка от перегрузок, соблюдать режим отдыха и даже питания.

Но почему тогда  не иссякает поток родителей с детьми  на прием к фониатру? «Доктор, дочка не может петь, а завтра концерт», «Вылечите срочно, осип голос вторую неделю,  а  наш педагог записала сына на конкурс юных вокалистов». К сожалению, поток этих жалоб свидетельствует о невнимании родителей к  особенностям детей, да просто к здоровью детей. Такие перегрузки  для поющих детей в детстве закрывают им путь на большую сцену в юности и взрослом возрасте.

Не менее интересным был живой урок вокала от педагога по академическому и эстрадному вокалу музыкальной школы для взрослых «Виртуозы» Элины  Золотаревич. Она  рассказывает,  что суть работы  преподавателя по вокалу - не только расслышать оригинальный, родной голос вокалиста, но и помочь самому вокалисту услышать свой голос. Ведь не секрет, что мы воспринимаем свой голос не так, как слышат его окружающие нас люди.  А уже потом этот легкий, тонкий росток совместной работой ученика и мастера превращается в уверенный, сильный, звонкий голос профессионала сцены.

Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости