Что станет с модными ярмарками молодых дизайнеров через год

Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday.


После пермских ярмарок молодых дизайнеров у меня в доме поселяются странные вещи: вот фарфоровая брошь из старой советской кружки, вот деревянная надпись «спасибо», вот кулон с клевером-трехлистником, застывшим в стекле, как в янтаре. Ничего такого, что можно было бы встретить в обычном сетевом шмоточном магазине. Вот поэтому-то туда и ходят модники и просто тусовщики — пока еще все необычно, ново.

Если прошлым летом о маркетах и ярмарках выходного дня не было и речи, то теперь их организовывают йоги («Рататуй» от студии «Кора»), они проходят на крышах («Хай маркет» от кейтерингового агентства the Secret bar), их проводят рестораны (осенний Trendy september от Santabarbara), ну и, собственно, те, с кого все начиналось в прошлом декабре — создатели «Гагарин маркет» и Red market. И если первые объединяются то с фермерами, то с фестивалем KAMWA, то вторые — с оперным театром ради «Оперного экстрима». Это помогает организаторам привлечь новую публику, продавцам — продвинуть свой товар.

Число сторонников новой технологии проведения мероприятий растет. Создатель «Гагарин маркета» Мария Абашева, например, рассказывает, что ярмарки становятся популярными среди школ. По словам Марии, к ней обратилась одна из пермских школ с просьбой помочь в организации однодневной осенней ярмарки, где ученики будут предлагать свои хенд-мейд вещицы. Возможно, к этому событию подключатся и другие школы.

Все ярмарки-маркеты устроены почти одинаково. Как рассказывает постоянный участник таких проектов, совладелец магазина оригинальных вещей Public Place Руслан Шарапов, обычно у ярмарки четыре стороны-участника:

Организаторы. Им прок в том, что они за две недели подготовки и день-два проведения мероприятия могут заработать от 30 до 200 тысяч, в зависимости от масштабности.

Владельцы мест, где проводятся эти мероприятия. Им прок в привлечении новой аудитории, банальный пиар и новый трафик. Обычно они сдают помещение либо бартером, либо по достаточно низкой цене.

Дизайнеры, магазины и прочий бизнес. Шанс рассказать о себе новой аудитории, пораздавать визитки, пообщаться с коллегами (новые контакты и поставщики) и иногда ощутимый денежный буст, т.е. повышение оборота. В зависимости от типа бизнеса, на маркете за день можно зарабатывать от 5 до 30 тысяч.

Посетители. Ну, с ними все совсем понятно — это не только шопинг, но и проведение досуга, возможность встретиться с друзьями, провести время за светскими беседами.

Покупатели на маркетах и дизайнерских ярмарках — это, в основном, девушки 18-22 лет. Обычно они ничего крупного не покупают, так, по мелочи: бижутерию, аксессуары для телефонов, футболки. Берут с собой денег на входной билет, рублей 500-800 на покупки и 200-300 «на поесть». В итоге продаж у участников много, но все мелкие. «Поэтому мы дорогие вещи не возим, только может один-два экземпляра для демонстрации, мол, у нас не только брошки за 350 руб., но и более серьезные вещи есть в магазине», — объясняет Руслан Шарапов.

Вообще на такие мероприятия приходят не за покупками, а потусить, пообщаться — интересных мест для этого в городе маловато. «Многие проводят там много часов. Кофе, сэндвич, поболтать, музыка фоном, прикупить мелочевку. Общепит кстати тоже очень хорошую кассу делает на маркетах, им всегда это выгодно», — говорит Руслан Шарапов.
Несмотря на очевидный успех новой затеи, особо наблюдательные участники уже говорят и о серьезном минусе маркетов последнего времени – они перестали привлекать новую аудиторию. Ими интересуется где-то около тысячи пермяков, на разных мероприятиях вы можете встретить одних и тех же людей.

«Любое замкнутое общество обречено на вымирание» — ну вы же помните? «Сарафанное радио» какое-то время спасало ситуацию, посетители приводили друзей и так далее, но тусовка в итоге получается одна, дальше определенного круга лиц это не выходит. Таким образом, уже через полгода или максимум год мы будем иметь ситуацию, когда стоимость проведения маркетов и ярмарок будет значительно возрастать, а рентабельность, возможно, снизится, что естественным образом отсеет большинство непрофессиональных организаторов. В итоге качество мероприятий должно только возрастать, но этот переходный период и бум надо просто переждать, это как абсолютно на любом новом рынке.

Ну, кстати есть еще вариант, что в итоге тех, кто может делать круто и способен приводить новую аудиторию — их не окажется в Перми вовсе. Всякое же бывает. Тогда эта мода просто естественным образом сойдет на нет. Но, мне кажется, это маловероятное развитие событий», — говорит Руслан Шарапов.

Сейчас сложно однозначно сказать, что же станет с пермскими ярмарками-маркетами через полгода-год. Ситуация может развиваться по сценарию, о котором сказал Руслан: останутся самые стойкие и прибыльные. Другой вариант — ярмарки займут свои ниши (школьные, фермерские и дизайнерские, отдельно блошиные рынки и барахолки) и будут работать на свою узкую аудиторию, станут «междусобойчиками». Через год узнаем.

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости