Что показал субботний антигубернаторский митинг

В минувшую субботу в Перми прошел митинг противников губернатора Виктора Басаргина. По разным подсчетам у ДК им Солдатова собралось от 200 до 400 человек. Митингующих встретили плакаты, очерняющие лидеров оппозиции и «тестирование звуковой аппаратуры», заглушающее все вокруг. ТЕКСТ пытается разобраться, что же показало первое крупное столкновение сторонников и противников губернатора. 
 
Политическая конкуренция и публичная борьба – явление более здоровое, чем кулуарное «решалово» и метод негласных «расторговок». Несмотря на взаимные обиды и обвинения сегодняшних противников. В условиях конкуренции проявляются сильные стороны оппонентов, а наблюдающие за этим процессом могут самостоятельно разобраться в качествах соперников. 

Итак, что показал субботний митинг:

Оппозиция удивительно слабо организована. Пермь никогда не была особенно протестным регионом, в то же время, определенный опыт публичной борьбы у завсегдатаев протестного движения есть. Субботнее мероприятие показало, что у нынешнего протеста нет ни архитектора, ни серьезных спонсоров. Работа по привлечению сторонников ведется формально, над лозунгами и драматургией процесса никто особенно не задумывается. Поэтому неудивительно, что субботний митинг собрал лишь традиционное ядро протеста. Многие потенциальные участники признавались, что не пошли на мероприятие, потому что их отпугнули некоторые одиозные личности среди лидеров или они просто «не нашли себя в строю».

Всё это странно, потому что вполне доступен обширный опыт протестной борьбы в Москве и, возможно, в других регионах. Там, несмотря на жесткое давление, оппозиция действует гораздо эффективнее.
 
Итог получился предсказуемым: двести человек в плохую погоду под избитыми лозунгами. Хуже не придумаешь. Кому это интересно?

Но, в этот бесславный момент на помощь противнику пришли люди губернатора. Динамики, изрыгающие компромат на оппозицию, мрачные ЧОП-овцы, плакатики с грязью в адрес лидеров митинга. Все это создало из серенького мероприятия настоящее событие. И дало митингующим обнадеживающий сигнал: мы вас заметили и считаем значительной проблемой. 

Почему же проверенные методы борьбы с оппозиционным мероприятием дали сбой?

Старые песни. Технология «бытового» глушения ненужных мероприятий известна с начала нулевых, если не с девяностых годов прошлого века. Обычно в непосредственной близости от митингов разворачивался, к примеру, дорожный ремонт. Десяток рабочих с отбойными молотками и прочим шумным оборудованием. Шум, без всякого оживления процесса. Модернизированная версия этой старенькой технологии стала ошибкой из-за того, что не столько шумела, сколько придавала всему происходящему неожиданную интригу, затейливость, символизировала коварство противника.

Выключение эффективно, когда это действительно выключение. «Выключение» мероприятия из повестки СМИ первое, что обычно приходит в голову стороне, у которой есть такая возможность: не было в телевизоре – значит не было вообще. Как вы уже догадываетесь, эта концепция тоже слегка устарела. «Выключение» может принести какую-то пользу, если это действительно полное удаление мероприятия из СМИ. Но, в рассматриваемом случае такой возможности у губернаторских пиарщиков не было. Благодаря своим особым отношениям с администрацией Виктора Басаргина медиа-группа «Актив-медиа» (массовый таблоид «В курсе», одноименный сайт, радио «Эхо Москвы в Перми» и т.д.) с энтузиазмом подключилась к освещению митинга. Писали о митинге пермские интернет-СМИ и федеральные медиа. 

«Выключение» очень плохо зарекомендовало себя во время протестных выступлений в Москве. Прогосударственные (а это почти все) СМИ не освещали митинги, оставив это телеканалу «Дождь» и другим либеральным или независимым СМИ. Отдав им, таким образом, полный карт-бланш на оценку событий и внимание аудитории. После осознания этого просчета кремлевские пропагандисты позицию изменили и на каких-то протестных мероприятиях стали появляться крупные телеканалы. Материалы в эфир выходили с нужной тональностью. 
 
Непонимание того, как работает интернет. Все новости давно не в телевизоре, а в интернете. В выходные событий нет и даже небольшое количество публикаций легко выводит мероприятие в топ Яндекс-новостей. Что мы и видим по ситуации на вечер субботы. 


А раздача трафика с Яндекса – это уже серьезно. 
 
Плюс национальные информагентства (например, Интерфакс) легко вывели новость на федеральный уровень. А в соцсетях, благодаря колонкам и прочим затеям, завязалось большое количество разговоров и обсуждений. 
 
В итоге, субботнее противостояние показало, что обе стороны находятся в ситуации «низкой базы». Выбирая не самые эффективные решения, путаясь и спотыкаясь на ходу. В случае продолжения противостояния, набирать очки будет тот, кто сможет начать прогрессировать относительно своего нынешнего состояния. 
Ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ. Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости