Что не так с английским языком в школах, и почему лишь небольшой процент школьников может его освоить

Английский язык - не только самый распространенный в мире, но и самый популярный среди иностранных языков в школах. Несмотря на то, что российские школьники изучают его с 2 по 11 класс, освоить иностранный язык на отлично практически никому не удается. По словам пермских преподавателей, похожая ситуация происходит и в Перми – лишь 10% выпускников школ могут общаться на английском.





ТЕКСТ решил узнать, что не так с английским языком в школах, и почему лишь небольшой процент выпускников школ может его освоить. Своим мнением поделились пермские преподаватели, психологи и родители:

Марина Кулакова, репетитор по английскому языку, психолог

Почему дети не знают язык? Уверена, это совокупность многих факторов. Учебный план подгоняет учителей, и не важно, что кто-то не успел усвоить, выучить слова и применить на практике. Темы, которые даны в учебниках, редко совпадают с самой жизнью.

Я преподаватель английского языка в прошлом, но ни разу в жизни мне не удалось поговорить о динозаврах или о Шекспире. Утрирую, но суть понятна. Сам процесс обучения отдален от языка как способа общения. Больше это зубрежка и структура, грамматика языка. А любой язык - это мышление. Не понимая чужого мышления, говорить невозможно. Когда ребенок начинает говорить в 3 года, ему никто не объясняет, что это «существительное», а это «глагол». Он просто схватывает фразы для получения результата. Хочет есть - научится говорить «дай!».

Самый успешный способ изучения языка - это погружение в среду. Но мы живем в России. Значит, среда должна быть на уроке. И еще, как психолог, добавлю, что если ребенок в первые два-три года будет обожать своего учителя английского языка, это лучшая мотивация! Чтобы получить одобрение или похвалу, он старается изо всех сил. А это уже надежная основа на все последующие годы.

Елена Шугаева, преподаватель иностранных языков, лингвист-переводчик

Я, как преподаватель, часто сталкиваюсь с выпускниками пермских школ. Процентов 30 из них читают на английском языке более или менее, а говорят процентов 10, если не меньше.

Проблемы с изучением языка, я думаю, связаны с тем, что в школах мало времени уделяется отработке устных упражнений для формирования навыков устной речи: это говорения и понимания на слух. В основном, видимо, в школах занимаются письмом и чтением.

Наталья, мама выпускника школы

У меня только один ответ- методики не подходят под общее образование. Нет индивидуального подхода, нет для этого возможностей в классах с численностью 30 человек и больше.

Сама методика преподавания английского рассчитана на обучение небольшими группами в течение нескольких раз в неделю. А на деле - это большой класс и урок два раза в неделю. Плюс к этому нет погружения в языковую среду – книги, мультфильмы, игры, песни и т.д. Обучение ради обучения.

Александр, отец четвероклассницы

В наше время иностранный язык мы начинали изучать с 5 класса. Тогда уже был осознанный интерес к нему, чего не скажешь о нынешних первоклассниках и второклассниках. Сегодня ученики начальной школы просто заучивают слова наизусть, толком не понимая, зачем им это нужно.

Речь на уроках никто не тренируют, главное- выучить правило и поставить нужную пропущенную букву в учебнике. Темы буквально бегут друг за другом, и дети не успевают закрепить пройденный материал. Неудивительно, что в классе дочери некоторые до сих пор не умеют читать на английском, больше половины оценок за контрольные-двойки, а многие уже посещают репетиторов.

Возможно, если бы перед ребёнком стоял выбор, какой именно иностранный язык он хочет изучать (и это не в «началке»), то он бы изучал данный язык с бОльшим удовольствием.  
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото от pressfoto (Freepik)
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости