Чешский бизнесмен, поселившийся в Перми, рассказал, как нужно изменить город

Марек Кинцл директор компании Mark 1, доктор юридических наук. 

Публикуется с сокращениями, полная версия в «Новом компаньоне»



Мы живём в Перми! Так хотелось бы сказать это с гордостью и восхищением. Но, к сожалению, всё время этому что-то мешает. Жизнь в городе зависит от многих факторов, но один из них нельзя упускать из виду: если в городе грязь, пыль и жить здесь неудобно — развития не будет.
У меня есть несколько предложений, как сделать Пермь более красивой и уютной. 

Пыль и грязь


Обратите внимание на слой пыли, которая обязательно появится на вашей машине уже через пару часов после того, как она выехала с мойки. Это образец того, чем мы дышим. Главная причина появления пыли в нашем городе — недостаток газонов на неукреплённых площадях. Корневая система газонов эффективно задерживает почву, та не попадает на дорогу и, следовательно, в воздух. Средняя стоимость газонного ковра вместе с укладкой стоит около 250 руб. за 1 кв. м. 

Зимой драматично ухудшается состояние общественных пространств, город зачастую буквально превращается в ледяной каток. А летом выглядят запущенными даже парк возле Театра оперы и балета и эспланада — центральные прогулочные зоны. Моё личное мнение: помимо недостаточно чётко прописанных условий контрактов, отсутствует эффективный контроль за подрядчиками. Для контроля и фиксирования нарушений можно приглашать общественность. Наиболее активным представителям «народных контролёров», которые бы выявляли нарушения, можно выплачивать вознаграждения — например, долю из предъявленных подрядчикам штрафов.


Пешеходы и велосипедисты


Передвигаться пешком, на велосипеде или на коньках не только приятно, но и полезно. Но в Перми такое увлечение может быть довольно рискованным. 

Пешеходные артерии должны объединить город так же, как и автомобильные дороги. Пространства между домами достаточно, застройка в Перми пока не плотная. Под пешеходные зоны могут быть преобразованы подъездные пути, брошенные и самовольно захваченные территории.

Парковые зоны и области


Помимо Камы Пермь пересекают Мулянка, Данилиха и Егошиха. Берега этих рек — красивые и ждут только уборки от мусора, культивации, создания тропинок, а затем — искусственного освещения и мероприятий по безопасности (например, оснащения камерами). Это даст жителям возможность передвигаться буквально на природе в центре города, заняться спортом и вести здоровый образ жизни.

Парковки


Надо отдать должное: первые шаги к ограничению парковок в центре Перми городская власть уже сделала. Внедрена система платных парковок. Правда, сегодня она пока больше решает задачу пополнения бюджета. Правильная парковочная система должна решать другую задачу — вытеснение ненужного индивидуального транспорта из городской среды.

С этой целью обычно предоставляются разные условия для трёх групп пользователей: резидентов, абонентов и временно приезжающих. Резидентам система должна обеспечить право пользоваться уличной парковкой на приемлемых финансовых условиях. Количество машин в резидентской системе должно быть ограничено — до одной либо двух машин на квартиру. За первую машину резидентам можно платить немного — например, 1000 руб., за вторую — 3000 руб.

Группа абонентов — это прежде всего предприниматели, нуждающиеся в парковке недалеко от офиса. Количество абонентских мест должно быть ограничено, и размер ежегодных платежей может быть установлен по принципу биржи, где равновесие спроса и предложения будет обеспечено размером абонентской платы. Такой подход будет прозрачным, некоррупционным и выгодным для бюджета.

Третья группа пользователей — временно приезжающие. Эта группа должна платить определённую сумму, которая будет прогрессировать: чем дольше стоишь, тем больше платишь. Такой подход позволит избегать длительных стоянок в зонах для временно приезжающих.


Общественный транспорт


Одновременно с мерами в отношении личного автотранспорта должны быть приняты меры по поддержке транспорта общественного. В Перми появились выделенные полосы для движения автобусов. Это хорошо. Но в современных городах частью общественного транспорта являются также такси, которым пользование выделенными полосами разрешается.

Что касается автобусов. Было бы хорошо, если бы пермский автопарк не отображал последний маршрут и покраску Германии. Да, мы понимаем, что приобрести подержанный немецкий автобус зачастую выгоднее, чем новый отечественный. Но сохранение этих кричащих атрибутов «секонд хенда» создаёт Перми имидж Буркина-Фасо. Перекраска автобусов за счёт их собственника не должна отразиться на цене проездных билетов. 
 
Перми одновременно стоит задуматься над единой системой проездных билетов, которая бы позволила применить месячные абонементы и больше отражала социальный аспект общественного транспорта.

Придомовые территории


Общественные площади в жилых районах сегодня таковы, что путешествие по Перми напоминает прогулку между зоной и свалкой. Заборы, ограждающие те или иные дома или жилые комплексы, часто построены без разрешения и захватывают чужую территорию. Эти заборы необходимо снести. Если без подобных сооружений могут обойтись города практически во всём мире, может без них обойтись и Пермь. Для обеспечения безопасности существуют более удобные средства — например, камеры. 

Набережная Камы


Набережная Камы реконструируется и приводится в порядок — это замечательно. Но настоящий шедевр из набережной можно создать, если расширить её за счёт русла реки.

Такое мероприятие требует некоторых вложений, но в итоге не является особенно сложным и затратным. Искусственные насыпи существуют во многих местах вдоль берега, где были созданы причалы. В принципе, надо только продлить береговую линию между причалами грузового порта и речного вокзала. Пермь, таким образом, получит красивую широкую набережную в виде прогулочной зоны, сравнимой, например, с набережной в немецком Дрездене.

Сердце города


Последнее из моих предложений — самое амбициозное.

Любой организм, включая город, нуждается в сердце. Пермь пока такого «сердца» не имеет. Решение: полностью ограничить движение автомобилей вдоль Комсомольского проспекта и преобразовать последний в масштабный бульвар. Ну или хотя бы ту часть Компроса, которая прилегает к Комсомольской площади. Такое решение резко увеличит экономическую привлекательность расположенной там недвижимости, а город может обрести центр, похожий, например, на Вацлавскую площадь в Праге.

Итого


В Перми есть очень много хорошего. Но вот чего не хватает — так это ярко выраженного желания жить лучше здесь и сейчас и веры в то, что это возможно. Я надеюсь, что и желание, и вера вот-вот появятся.

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости