Большая перемена. Как пермский педагог стала учителем в Казахстане

Этой весной музыкант и педагог Юлия Балабанова оставила работу в пермской школе и переехала в Казахстан. Сегодня она работает учителем русского языка и литературы в одной из частных школ Алматы и возвращаться в Пермь пока не планирует. 

Юлия Балабанова рассказала ТЕКСТу, насколько школьное образование в Казахстане отличается от российского, сколько зарабатывают местные учителя и чем пермская школа похожа на частную казахстанскую: 




Уровень жизни в Алматы — примерно, как в Питере и намного выше, чем в Перми


Казахстан подходит мне по многим причинам. Это русскоговорящая страна, что важно для моих профессий: журналист, педагог. На территории страны проживают более 120 народов, чем казахстанцы очень гордятся, и русский язык имеет статус языка межнационального общения. Есть много русскоязычных школ, СМИ. Ещё Казахстан, несмотря на кризисы, богатая страна: довольно высокий уровень жизни, особенно в крупных городах (в Алматы — примерно, как в Питере и намного выше, чем в Перми). Развитый рынок труда, ценятся российские специалисты. 

Здесь я чувствую себя частью глобального сообщества. Например, в международных университетах Алматы — обучение полностью на английском языке, многие молодые казахстанцы владеют им очень хорошо. 

Работу учителем нашла через список Forbes


Педстаж у меня был небольшой: основную часть своей профессиональной жизни я работала в журналистике, пиаре и арт-менеджменте. Но для современной школы такой бэкграунд — большое преимущество. Работу нашла довольно быстро: открыла список Forbеs «ТОП-20 частных школ Нур-Султана и Алматы», отправила резюме всем представленным там алматинским школам (я уже понимала, что из-за сурового климата в Нур-Султане жить не хочу), на следующий день получила приглашение на собеседование. 





Потом провела в зуме открытый урок. А ещё спустя неделю мне сообщили, что ждут меня на должности учителя русского языка и литературы и организатора внеклассной деятельности в 5-11 классах. 

Первой большой сложностью для меня стали имена учеников


В Казахстане имена красивые, но очень отличаются от русских и даже привычных нам татарских и таджикских. Куралай, Ширингуль, Гаухар, Иман — это всё женские имена. Сатвалды, Нуртай, Имран, Мирас — мужские. 

У меня два класса по 18 человек. Горжусь, что за месяц выучила всех. А коллег надо называть ещё и по имени-отчеству! Первое время я даже придумывала мнемонические правила для себя, каждый день по несколько раз сверялась со списком педсостава на сайте школы, чтобы не ошибаться. Но потом привыкла, стало проще. 

По атмосфере, как ни странно, моя нынешняя школа похожа на школу «Дуплекс», где я работала в Перми


Как и в пермской школе, здесь дух свободы, самовыражения в цвете волос и причёсках (при этом строгие требования к форме), уважение к личности ребёнка, индивидуальный подход. Говорят, в госшколах так не разгуляешься. 

В нашей школе разделены работа учителя и классного руководителя. Учителя только ведут уроки. У одного классного руководителя — два класса. Поэтому каждый ребёнок и семья получают намного больше внимания. Но надо понимать, что я работаю в частной школе, здесь многие процессы отличаются от того, как устроена работа в казахстанских государственных. В каждом классе — компьютер, проектор, принтер с запасом бумаги. Вообще не болит голова о том, как готовиться к уроку. 





Для персонала двухразовое бесплатное питание, доставка до работы и с работы на комфортабельном микроавтобусе. Школа находится в частном секторе в предгорье, добираться туда своим ходом не очень удобно. При этом темп работы высокий, множество одновременных задач, автоматизированный учёт рабочего времени через распознавание лиц на турникетах. Как в большой международной корпорации. 

Школьное образование в Казахстане отличается от российского


Первое, с чем я столкнулась, это так называемая «обновлёнка» — обновлённое содержание учебных программ. Это результат большой реформы, которая несколько лет назад охватила все казахстанские школы. Вообще, образованию здесь уделяется очень большое внимание. Главное — это ориентация на высокие предметные результаты. В Казахстане есть некий эталон — НИШ, сеть «Назарбаев интеллектуальных школ». Именно там, в первую очередь, внедрялись самые прогрессивные предметные методики. Сейчас многие «нишевские» учителя работают и в нашей частной школе. 

Кстати, частное образование в Казахстане имеет совсем другие масштабы. В России вы подобного списка Forbеs не найдёте, потому что по-настоящему крупных и богатых школ на подобный ТОП-20 не наберётся. В Казахстане частные школы — это крупные инвестиционные проекты, которые открыто конкурируют между собой за клиентуру и развиваются на деньги больших корпораций. Есть среди них и международные — британские или казахско-турецкие школы. 

Учителя в Казахстане могут получать до 1100 долларов в месяц


Зарплата учителей в Казахстане сильно зависит от города, от статуса школы. А ещё — от подтверждённой квалификации. В Казахстане есть несколько квалификационных категорий, на которые аттестуются учителя: педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-мастер. 

Так вот «мастера» могут получать до 1100 долларов в месяц — и это в государственных школах. Мне, конечно, до такого далеко, но на съёмную квартиру и жизнь хватает. В рублях свою зарплату сейчас стараюсь не пересчитывать — курс так скачет, что я то богатею, то беднею. Это очень нервирует. 

Многие взрослые коллеги — люди советской эпохи, и я не чувствую особой разницы с Россией


Мои ученики – обычные подростки, как везде. Их поведение сильно зависит от того, какое отношение к себе они чувствуют. Конечно, все они — дети из довольно обеспеченных семей. Но на поведении и успеваемости это не сказывается. Есть отличники, есть троечники. Есть очень вежливые, есть хамоватые. Главное отличие в том, что больше половины моих учеников — этнические казахи. Также есть русские, метисы. Но для всех русский язык — родной, они прекрасно на нём говорят и с интересом учат. 





С педагогами — то же самое. Многие взрослые коллеги — люди советской эпохи. Я не чувствую особой разницы с Россией. Кроме того, что в принципе казахам присущи доброжелательность, открытость, готовность помогать. При этом они довольно прямолинейны и предпочитают говорить то, что думают. В сложных ситуациях и на повышенных тонах переходят на казахский. 

Учебный год здесь как в России. Максимальный балл за работу учитель назначает сам. 


Мне очень нравится новая система оценивания. Когда ребёнку при выполнении контрольных «на берегу» предъявляются баллы (от 10 до 40) и критерии выставления, оценка становится более объективной. Нравится, что классы не больше 18 человек — с такой группой комфортно работать. Что классные руководители и учителя — это разные люди. Но такое возможно в частных школах. 

Ещё в Казахстане популярны практики менторства: мне встречались проекты, когда ментором становился не только учитель для ученика или учитель для учителя, но и ученики друг для друга. Это интересный опыт. И ещё здесь начинают осмысленно работать с сельскими школами — не только в вопросах инфраструктуры, а, в первую очередь, в вопросах содержания образования, адаптации детей к современному миру.  

В Казахстане с профессиональной точки зрения я чувствую себя намного свободнее, здесь больше интересных современных вызовов. И просто по-человечески мне тут хорошо. 

Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости