Бизнес с лёгкой руки

В пермском кафе молодой человек подходит к барной стойке и просит дать ему яблоки. На обратном пути к своему столику он с легкостью жонглирует ими, одновременно продолжая разговаривать с собеседником. «Если бы было больше яблок, я бы и ими пожонглировал, но нашлось только три», — спокойно заключает он, подбрасывая фрукты в воздухе.

Этот ничем особо не выделяющийся внешне, задумчивый парень в футболке и джинсах — Артём Разумков, сооснователь Macroscop, одного из самых известных пермских стартапов (хотя сегодня этим словом бизнес его уже не назовёшь), профиль которого — индексация видеоданных. Отлично жонглировать он умеет с детства: в школьные годы Артём занимался в цирковом кружке, где научился стоять на пяти цилиндрах и одновременно подбрасывать предметы. Именно так он зарабатывал свои первые деньги.





Владелец динамичной IT-компании и сегодня не стесняется вести себя несерьёзно, не как «обычные взрослые». У него нет собственного жилья, старенькую Mazda3 он недавно продал, одежду покупает не брендовую, а ту, что подешевле. Тратить время и силы на содержание какого-либо имущества ему совсем не хочется. A цирковые навыки, кстати, Артём использует до сих пор: в прошлом году он балансировал на цилиндрах перед ребятами из детского дома, где вместе с координаторами фонда «Дедморозим» они устраивали новогоднее представление.

Сегодня дела у Macroscop продолжают идти в гору, а его сооснователь мечтает о том, чтобы опыт успешного стартапа дополнился ещё и неуспешным: чтобы он научился не только запускать проекты, но и проваливать их. 




«ТЕКСТ» узнал у Артёма Разумкова, откуда у него появилась идея собственного бизнеса, как его характер и взгляды повлияли на развитие проекта и могут ли другие предприниматели повторить путь Macroscop.

Делать то, чего ещё никто не умеет 


Интерес к тому, что ещё никто не делал раньше, у Артёма проявлялся уже в школьные годы. Лет с 13 он увлёкся графическими редакторами и на очень хорошем уровне освоил Photoshop. 

«Для многих людей то, что я делал, тогда было магией. Мало кто умел, например убрать часть изображения и восстановить на его месте сложный текстурный рисунок. Это сейчас появились нейросети, которые такое могут. А тогда я всё делал вручную, и сам писал программы, которые работали с пикселями», — рассказывает Разумков.  

Когда Артём оканчивал школу, он придумал устройство, которое до сих пор считает самой значительной своей разработкой. Программа, созданная им, позволяла редактировать рисунки и передавать их с компьютера на специальный выжигатель. 

«Это самый крутой проект, который я сделал. Тогда никто не умел взять и заставить компьютер управлять чем-то внешним. Даже наша учительница информатики говорила, что ввести данные через порт в компьютер можно, но чтобы он отдавал команды вовне…, — говорит Артём. — Сегодня любой школьник может легко узнать, как это происходит, и воспроизвести такой процесс, а тогда все писали только программы, которые работали внутри компьютера. У меня не было ни книжек об этом, ни материалов, из которых делать само устройство». 

Подросток собрал его из того, что нашлось дома. Распилил старое трюмо, разобрал два бобинных магнитофона и старый выжигатель. Придуманная им программа управляла моторчиками, которые передвигали горячую иглу и с помощью магнита по пикселям выжигали рисунки. Друзья это устройство окрестили «Цирюльником» — тогда как раз вышел на экраны «Сибирский Цирюльник», фильм Никиты Михалкова, где главный герой изобретает странную «многорукую» машину для вырубки леса.

Когда чудо-выжигатель на школьной конференции увидел заведующий кафедрой компьютерных систем и телекоммуникаций Пермского университета, он предложил Артёму поступить в вуз без экзаменов. Именно там будущий сооснователь Macroscop и получил высшее образование.

Придумано на кухне, запущено в буфете


Историю Macroscop, который Артём Разумков создавал в паре с другом Александром Коробковым, неоднократно рассказывали СМИ. Она —  из тех, которые любят сравнивать с мифом о Стиве Джобсе и Стиве Возняке: якобы они трудились над первыми компьютерами Apple в обычном гараже. 

Идея индексации видеоданных пришла Артёму, когда он работал в компании, которая настраивала видеооборудование для систем безопасности. Тогда он подумал: интересно было бы придумать универсальный продукт, чтобы оперировать многочисленными данными с камер — находить на записях людей или предметы по заданным параметрам. Создать что-то вроде поисковика, но для видео. 

Руководство компании идею не поддержало, и Артём решил развивать её самостоятельно, вместе с другом. Тогда и началась «гаражная история» пермского стартапа, хотя гаража в ней, на самом деле, тоже нет. 

Это было летом 2008 года. «Саша тогда жил в Кондратово. Я поехал туда на автомойку, возможно, потому что она там была дешевле — сейчас уже сложно вспомнить точно. Мы тогда не часто встречались. И тут я вижу, как он едет мне навстречу. Мы остановились, вышли из машин и разговорились», — вспоминает Артём.

Он поделился с другом своей идеей, рассказал, что изучает вопрос инвестиций и думает подать заявку в Фонд Бортника. Александр тогда занимался автоматизацией процесса тестирования на ПНППК и собственным проектом, на котором неплохо зарабатывал. «В разговоре он сказал, что уже давно хотел переключиться на что-то новое. А тут как раз я», — говорит Артём.

Следующая их знаковая встреча снова прошла в Кондратово, уже осенью — на кухне в квартире Александра. Созданные до этого наработки друзья за одну ночь оформили в заявку, и готовый проект отправили в Фонд Бортника, как и планировали. После успешной защиты у них появился первый миллион рублей. На эти деньги они открыли компанию, взяли в команду ещё двоих человек и начали дорабатывать идею.



Основатели Macroscop в Нижнем Новгороде, где они защищали проект перед Фондом Бортника, 2008 год 

«С основной работы я ушёл больше, чем через полгода после этого. Сам фонд не рекомендует победителям конкурса оставлять основное место занятости. А вот со второго года — это уже требование, чтобы созданная фирма была основным местом работы, — объясняет Артём. — Для Саши это был переход из очень хорошего финансового положения в очень плохое. Прежде у него были контракты на сотни тысяч рублей, а мы в своей фирме в первое время получали по 13 500». 

Встречи команды они тогда проводили в Пермском университете, стоя за столиками буфета — совещаться попросту больше было негде. А первый офис открыли в бизнес-инкубаторе ПГНИУ, правда за этим громким словом скрывалось всего лишь помещение, где раньше дворники хранили свой инвентарь. Но то время Артём вспоминает, как счастливое. 

Почему Macroscop выгодно работать из Перми 


В интернете можно найти немало статей и интервью о том, какой путь прошёл Macroscop от тех самых совещаний в буфете до успешной работы сегодня, поэтому подробно останавливаться на нём не имеет смысла. Пять лет назад, в 2014 году венчурный инвестор, вложившийся в Macroscop, вышел из компании с доходностью от продажи доли в 1000%. Проще говоря, он продал её в 11 раз дороже, чем купил при инвестировании. 

Главное, что стоит знать об истории компании — путь её создания и развития не был лёгким. «Показательной может быть вот такая, например, деталь. Я много лет каждый день работал допоздна, и когда заканчивал, ни один стоматолог уже не работал. А когда я в 2013 году, наконец, дошёл до врача, он сказал, что два зуба, которые я никак не мог прийти лечить, теперь можно только удалить, — вспоминает Артём. — Искусственные на их месте появились только спустя два года».

В команде Разумкова и Коробкова сейчас около 100 человек. Их компания  развернула международную экспансию и продаёт программное обеспечение уже в 55 странах. При этом офис Macroscop по-прежнему находится в Перми. 



Монтаж стенда Macroscop на одной из выставок

«Когда мы начали работать на другие страны, то меньше, чем через год сделали международный проект прибыльным. В то время как наши конкуренты, открывая офисы в разных странах, по пять лет сидели в убытках. А я говорил: нам не нужны офисы, если мы умеем удалённо продавать и закрывать сделки. Мы в гораздо более выгодном положении, — рассказывает Артём. — Я всегда повторяю: у нас всё находится в Перми, потому что логика нашего бизнеса допускает, что для нас это эффективно». 



В 2018 году Артём Разумков был Дедом Морозом на праздновании Нового года в Рудничном детском доме-интернате.


Предприниматель сейчас работает над тем, чтобы создать международную команду. Он верит, что по-настоящему великие продукты могут создаваться на сплетении разных культур. 

«Я этим загорелся довольно давно и, находясь в Перми, начал работать над формированием интернациональных связей. Стал искать здесь людей из разных стран, общаться с ними, — объясняет он. — Этим можно заниматься где угодно, хотя, давайте будем честными — Пермь не самое лучшее место для организации интернациональный команды. Поэтому есть идея попробовать создать её в каком-то другом месте, которое для этого больше подходит».

«Жаль, что у меня нет опыта провальных стартапов» 

 
Артём Разумков рассказывает о своей работе в Macroscop, как о вполне размеренной, без глобальных сложностей и препятствий. И мечтает получить опыт провальных стартапов. Зачем это ему?

«Большинство успешных предпринимателей, которые рассказывают другим, как работать, никогда бы не повторили то, что они сделали. Им просто один раз повезло. Они не владеют предпринимательской навыком серийно и вряд ли способны ещё раз реализовать то, о чём всем рассказывают, — говорит Артём. — И я тоже пока не серийный предприниматель, поэтому стараюсь не давать советов. Стартап-подход заключается в том, чтобы уметь проваливаться быстро, пока не найдёшь успешный продукт».  

Владелец Macroscop с сожалением говорит о том, что проваливаться в бизнесе ему не доводилось. «Серийный валидатор гипотез», по его словам, — гораздо более квалифицированный человек, чем тот, у кого с первого раза что-то получилось. 

«Никто не скажет, чего тут больше — таланта, везения или упорства, — объясняет Разумков. — А если ты 50 идей отвалидировал и на 51-й у тебя получилось, ты можешь сказать: «Это результат моей работы. Я 50 раз этот путь прошёл, значит, я и в следующий раз с более высокой вероятностью что-то смогу сделать. Потому что я понимаю, когда закрыть проект, когда переключиться и т.д.». А ещё лучше — серийно успешный человек. Я сейчас себе так представляю свой дальнейший путь». 

Читать далее: Как братья из Перми построили компанию Galileosky, приборы которой следят за транспортом по всему миру >>>

Наши лучшие истории удобно читать в Телеграм >>>
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости