Билет моей мечты

Последние несколько событий с участием дирижёра Теодора Курентзиса и балерин Дианы Вишнёвой и Натальи Осиповой в Пермской опере вызвали волну обсуждений того, как продаются билеты в театр. Например, на концерт MusicAeterna, который состоится 20 декабря, их разобрали буквально за 30 минут.

Некоторые зрители обвиняют руководство театра в том, что анонсирование таких событий провоцирует сильный ажиотаж и лишает людей возможности попасть на концерты и спектакли даже за большие деньги. Другие говорят, что претензии необоснованны и популярность известных артистов театра всегда сопровождается высоким спросом на билеты.

Мы попытались разобраться в причинах волны негатива, возникшей вокруг Пермской оперы, и понять, отличается ли чем-то работа с афишей и билетами здесь от других крупных театров России и Европы. 





Василий Ефремов, руководитель отдела по связям с общественностью Пермского театра оперы и балета: 

— После того как зрители высказали театру ряд замечаний о том, что анонсирование старта продаж билетов вызывает излишний ажиотаж и мешает спокойной их покупке, мы провели опрос. Он показал, что половина зрителей хотела бы получать такие анонсы, а половина — нет. Поэтому оставили решение за собой. По нашему мнению, анонсы нужны, но теперь мы объявляем только дату продаж, а не конкретное время, и будем стараться запускать их не отдельными событиями, а блоками, например, афишей на месяц. 

Когда стартуют продажи на сайте театра, зрители видят, что часть мест уже недоступна для бронирования. Если говорить о ярких событиях — премьерах или спектаклях и концертах с участием известных артистов — театр всегда делает бронь для своих партнёров и тех, кого он не может не пригласить. Это буквально 10-15 мест. 

Ещё часть мест отдаётся распространителям: у них есть квота, но не на все события театра, с которой они работают по конкретным предприятиям и учреждениям. Эта квота выдаётся им до начала продаж, чтобы они стартовали по всем каналам одновременно. Плюс на часть событий есть своя квота у Городских зрелищных касс. Мы запускаем новую систему продаж, к которой, мы надеемся, сможем подключить Городские зрелищные кассы, тогда билеты, доступные для продажи в театре и у ГЗК, будут показываться в одной системе. 

Мы занимаемся вопросом продажи билетов и для зрителей из других городов. Очевидно, что он актуален. Сейчас мы ведём переговоры с турагентствами и для них будем делать бронь на ключевые события Дягилевского фестиваля. 

Мы стараемся всегда идти навстречу и помогать зрителям, если у кого-то возникают сложности с покупкой билетов. Если человек обращается к нам напрямую — в отдел продаж, мы всегда решаем его проблему. Можно позвонить по телефону кассы, написать через сайт театра или отправить личное сообщение в социальных сетях напрямую администратору страницы, все они обрабатываются в обязательном порядке.
 
Марина Зимогляд, зритель, балетный критик, Москва:

— Причины ажиотажа очевидны. Теодор Курентзис — имя, на которое зрители готовы лететь из других городов, а мест в театре, к сожалению, не так много. Я помню, как сама пыталась купить билет на закрытие Дягилевского фестиваля, и мне это не удалось, так как в первые минуты билеты были раскуплены. Конечно, у людей было раздражение из-за того, что несмотря на полную невозможность купить билет, этот вечер активно рекламировался. Возможно, если бы была прямая трансляция спектакля по интернету, люди бы не были так разочарованы. 

У меня нет однозначного ответа на вопрос о том, как театру скорректировать свою работу, чтобы не создавать подобных ситуаций. Очевидно, что спрос уже давно превышает предложение. Но я думаю, это не очень справедливо, если пермяки не могут попасть в свой родной театр на своего родного Курентзиса. Может быть, часть билетов должна поступать только в обычную кассу, чтобы их нельзя было купить по интернету. Опять-таки, интернет-трансляции сделали бы спектакли более доступными для широкой аудитории.

Претензии бывают всегда. И к цене, и к репертуару, и к политике распространения билетов. И у всех театров разные возможности. Могу только описать свой опыт. 

Например, в театре Станиславского и Немировича-Данченко часть билетов, более дешёвый бельэтаж, поступала только в обычную кассу театра, а более дорогой партер можно было купить через интернет. То есть, если хочешь купить билет подешевле, подъезжаешь к кассе и стоишь в очереди. Также я не раз попадала туда по входным билетам, которые продавали за час до спектакля. Войдя по такому билету, можно стоять за последним рядом бельэтажа или сидеть на ступеньке.

Большой театр в этом году ввёл новые правила продажи билетов на балет «Щелкунчик», и купить и пройти на спектакль теперь можно только по паспорту и только на один из двадцати спектаклей. Но теперь некоторые зрители недовольны: зачем так много «Щелкунчиков» — и волнуются о том, как сдавать билет в случае болезни. 



 

Ульяна Купровская, постоянный зритель, Таганрог:

- Естественно, что количество желающих посетить события пермского театра растёт, а число мест в зале ограничено. Поэтому в корне решит вопрос только новое здание. 

По поводу ситуации с продажей билетов на данный момент. Мне, как человеку из другого города, хотелось бы, чтобы сайт сделали удобным для пользователей, потому как неправильно, что человеку не даётся временная бронь выбранного места на период оформления билета. Удобна была бы и регистрация на сайте. Кроме того, поскольку количество билетов ограничено, можно было бы сделать ограничение на их число в одни руки. 

Ну, и по поводу Дягилевского фестиваля. Мне кажется, что было бы правильно продумать такую систему, при которой даётся гарантированная бронь на открытие и закрытие фестиваля, если человек посещает все или основную часть событий. Особенно это актуально для людей из других городов, потому как связано и с бронью авиабилетов, гостиниц и т. п. Раньше проблем с этим не было, насколько мне известно, но с ростом популярности фестиваля этот вопрос становится актуальным!
 
Лилия Абзалутдинова, член Оперного клуба, постоянный зритель театра, Пермь:

— Раньше продажа билетов в Пермском театре оперы и балета была устроена очень просто и понятно. Все знали, что в последние числа месяца она открывается на спектакли, которые будут показаны через месяц. И все зрители спокойно покупали билеты в кассе или на сайте театра.

Сейчас же информация о предстоящих событиях подаётся так, что вокруг них возникает ажиотаж. Что мешает включить концерты с Теодором Курентзисом и оркестром MusicAeterna в репертуар одновременно с другими событиями и анонсировать их вместе? Почему им даются какие-то преференции? Ажиотаж возник вокруг предстоящего декабрьского концерта MusicAeterna — в афише на этот месяц долго был объявлен только он один. Точно такая же ситуация складывалась и с билетами на Дягилевский фестиваль 2017 года, в частности, на его закрытие, когда состав артистов, занятых в балетах Стравинского, не объявляли до последнего.

И если не все желающие смогли купить билеты на какое-то событие, например, на упомянутый декабрьский концерт, то почему не провести его не один раз, а хотя бы два?

Все приличные театры дают афишу сразу на весь сезон или на несколько месяцев вперёд. Что мешает пермскому театру работать как, например, Екатеринбургский театр оперы и балета? Сейчас известна его афиша до января следующего года. Или как, например, европейские театры, где спектакли объявлены до конца сезона 2017-2018, то есть до июня следующего года. 

Светлана Корбан, постоянный зритель театра, Екатеринбург:

— О причинах возникшего ажиотажа можно только гадать. На закрытие Дягилевского фестиваля театру было необходимо пригласить большое количество критиков, чиновников и других важных людей, а зал маленький. Поэтому партер практически весь не продавался. Это совершенно понятная причина, и ситуация у меня претензий не вызывает. Однако на фестивале Context Дианы Вишнёвой, на который тоже многие хотят попасть, открытий и закрытий делают по два.

Могу судить по своим многолетним наблюдениям: на популярных артистов билеты всегда разлетаются быстро. Но в питерские театры, Мариинский и Михайловский, на спектакли с участием известных артистов, той же Дианы Вишнёвой, билеты можно было купить спокойно, если следить за афишей. О московских такого не скажешь. 

Нам всем крупно повезло, что у нас есть возможность слушать Теодора Курентзиса. Очевидно, что чем дальше, тем такая возможность будет выпадать реже, поскольку зрители других стран тоже хотят побывать на его концертах. Понятно и то, почему театр вынужден оставлять какое-то количество мест для чиновников и спонсоров, от которых он напрямую зависит. Однако хотелось бы всё-таки прозрачности в распределении и продаже билетов.

Если говорить о Дягилевском фестивале: видимо, назрела необходимость делать брони для приезжих, раз уж фестиваль позиционируется как событие мирового уровня. 

Владимир Куранов, член Оперного клуба, постоянный зритель театра, Пермь:

- На мой взгляд, ажиотаж вызван, во-первых, уровнем и качеством событий. Во-вторых, небольшой вместимостью зала Пермской оперы и, в-третьих, разницей в пермских и московских ценах, когда зачастую москвичам дешевле прилететь в Пермь. 

Такой ажиотаж ещё раз подчёркивает насущную необходимость строительства новой сцены театра. Сейчас спрос превышает предложение. И пока ситуация не изменится, будут оставаться зрители, которые не успели купить билет. И такие зрители будут недовольны.

В плане позитивных изменений хочу отметить, что сайт театра с переходом на новую платформу продажи билетов стал выдерживать пики продаж. На мировой опыт сослаться я не могу, но знаю, что на кассовые мероприятия всегда желающих больше, чем билетов.
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото Антона Завьялова и Александры Муравьёвой
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости