Без визуального насилия
Масштабное изображение пермского музыканта Сергея Наговицина на стене дома на углу улиц Крисанова и Петропавловская вызвало дискуссию среди горожан. Бывший главный архитектор Перми Сергей Шамарин даже призвал завести административное дело на создателей рисунка.
ТЕКСТ спросил пермских художников, уместен ли масштабный стрит-арт в центре города и нужны ли правила, регламентирующие их появление.
Не могу сказать, какие рисунки уместны в центре города, а какие нет. Каждый стрит-арт воспринимает по-своему. Но нужно различать коммерческую работу и стрит-арт. Рисовал художник что-то свое или ему заказали рисунок в память о Наговицине. Конечно, большие рисунки в городе нужны, чем меньше серых стен, тем позитивней жизнь.
Я не считаю, что какие-то правила размещения стрит-арта в городе необходимы. Если они будут приняты, то станет как Москве. Там, чтобы нарисовать рисунок, по новым законам нужно пройти огромное число согласований. Из-за этого стрит-арт в Москве начнет умирать, он уже перебирается в подмосковные города. Яркий пример — фестиваль стрит-арта на фасадах в Одинцово. Надеюсь, в Перми такие правила не появятся. Иначе мне в этом городе делать нечего, как и многим другим художникам.
Прежде чем рисовать на жилых домах, нужно собрать сбор подписей жителей дома. Если это нежилое строение, то согласовать с его владельцем. Рисунки на больших фасадах занимают много времени, если их не согласовать, то приедет полиция, рисунок будет не доделан.
Думаю, чем большие стрит-арта будет в городе, чем больше искусства будет проникать в городскую среду, тем лучше. Место для рисунка может быть любое. В советское время на стенах домов были росписи, мозаики, их оплачивало государство. Государство было заинтересовано создавать монументальные панно. Сейчас это направление ушло, появился стрит-арт.
Друге дело, что здесь имеет смысл говорить о качестве того, что появляется, так как это совсем не значит, что нужно все подряд лепить и изображать. Что касается конкретно Наговицина, то в принципе конкретный человек может быть изображен, но сама художественная составляющая мне не очень понравилась. Наверное, нужно было поискать образ, художественно его раскрыть, ведь это музыкант, а получился бандит с гитарой.
Но это сложно контролировать, невозможно для каждой стенки проводить конкурсы, все погрязнет в бумагах, проектах, согласованиях. Поэтому хорошо, что возникает резонанс, что люди реагируют, кому-то понравилось, кому-то нет. Это тоже неплохо, значит, что люди неравнодушны, поднимают голову вверх и смотрят, что появляется на стенах, им небезразлична городская среда.
Чем масштабнее работа, тем больше ответственность художника. Когда произведение сопоставимо с ростом человека, то легко можно избежать контакта с ним, если вдруг оно не нравится. Если изображение имеет размеры девятиэтажки, оно становится визуальным насилием, так как человек практически лишается выбора, видеть ему это или нет. В этом смысле монументальная художественная роспись фасадов - мьюрализм (нужно оговориться, что это никакой не стрит-арт, конечно) находится в одном ряду с рекламой, также являющейся узаконенным визуальным насилием, с которым горожане давно смирились. Другой вопрос, что цели у них разные.
У любого произведения всегда найдутся как сторонники, так и противники. Всегда найдётся тот, кто скажет: я не хочу каждый день выходить на кухню и видеть это в свои окна. Поэтому я не вижу возможности каких-то адекватных механизмов регулирования нанесения таких масштабных произведений. Это всегда будет дискуссионная история. Лично мне творчество Наговицына не близко, и факт появления его портрета радости не вызывает. Как впрочем и протеста. Но думаю, что это наглядный пример, иллюстрирующий нашу отечественную культуру.
У каждого героя есть свои кумиры. Кому-то близок Каменский, кому-то Наговицын. Обоим посвящены масштабные изображения в Перми. Обе работы создавались с участием горожан, так как собирались народные средства. Обе работы мемориальны. Однако, в случае с Каменским - это авторское произведение художника (Александра Жунёва), переосмысливающее личность поэта и футуриста.
И, кстати, сделанное по собственной инициативе автора. А во втором - по сути - увеличенная фотография, перенесённая умеющим человеком на здание по просьбе или заказу. К художественной росписи это отнести сложно, с таким же успехом можно напечатать фотографию на баннере. Я в принципе не сторонник гигантских портретов в городской среде, особенно, когда в них нет авторской и художественной составляющей.
Ранее мы обсуждали с пермскими художниками Как интернет украл у нас стрит-арт
ТЕКСТ спросил пермских художников, уместен ли масштабный стрит-арт в центре города и нужны ли правила, регламентирующие их появление.
Вячеслав Moff, уличный художник:
Не могу сказать, какие рисунки уместны в центре города, а какие нет. Каждый стрит-арт воспринимает по-своему. Но нужно различать коммерческую работу и стрит-арт. Рисовал художник что-то свое или ему заказали рисунок в память о Наговицине. Конечно, большие рисунки в городе нужны, чем меньше серых стен, тем позитивней жизнь.
Я не считаю, что какие-то правила размещения стрит-арта в городе необходимы. Если они будут приняты, то станет как Москве. Там, чтобы нарисовать рисунок, по новым законам нужно пройти огромное число согласований. Из-за этого стрит-арт в Москве начнет умирать, он уже перебирается в подмосковные города. Яркий пример — фестиваль стрит-арта на фасадах в Одинцово. Надеюсь, в Перми такие правила не появятся. Иначе мне в этом городе делать нечего, как и многим другим художникам.
Прежде чем рисовать на жилых домах, нужно собрать сбор подписей жителей дома. Если это нежилое строение, то согласовать с его владельцем. Рисунки на больших фасадах занимают много времени, если их не согласовать, то приедет полиция, рисунок будет не доделан.
Равиль Исмагилов, скульптор:
Думаю, чем большие стрит-арта будет в городе, чем больше искусства будет проникать в городскую среду, тем лучше. Место для рисунка может быть любое. В советское время на стенах домов были росписи, мозаики, их оплачивало государство. Государство было заинтересовано создавать монументальные панно. Сейчас это направление ушло, появился стрит-арт.
Друге дело, что здесь имеет смысл говорить о качестве того, что появляется, так как это совсем не значит, что нужно все подряд лепить и изображать. Что касается конкретно Наговицина, то в принципе конкретный человек может быть изображен, но сама художественная составляющая мне не очень понравилась. Наверное, нужно было поискать образ, художественно его раскрыть, ведь это музыкант, а получился бандит с гитарой.
Но это сложно контролировать, невозможно для каждой стенки проводить конкурсы, все погрязнет в бумагах, проектах, согласованиях. Поэтому хорошо, что возникает резонанс, что люди реагируют, кому-то понравилось, кому-то нет. Это тоже неплохо, значит, что люди неравнодушны, поднимают голову вверх и смотрят, что появляется на стенах, им небезразлична городская среда.
Виктор (Фрукты), уличный художник:
Чем масштабнее работа, тем больше ответственность художника. Когда произведение сопоставимо с ростом человека, то легко можно избежать контакта с ним, если вдруг оно не нравится. Если изображение имеет размеры девятиэтажки, оно становится визуальным насилием, так как человек практически лишается выбора, видеть ему это или нет. В этом смысле монументальная художественная роспись фасадов - мьюрализм (нужно оговориться, что это никакой не стрит-арт, конечно) находится в одном ряду с рекламой, также являющейся узаконенным визуальным насилием, с которым горожане давно смирились. Другой вопрос, что цели у них разные.
У любого произведения всегда найдутся как сторонники, так и противники. Всегда найдётся тот, кто скажет: я не хочу каждый день выходить на кухню и видеть это в свои окна. Поэтому я не вижу возможности каких-то адекватных механизмов регулирования нанесения таких масштабных произведений. Это всегда будет дискуссионная история. Лично мне творчество Наговицына не близко, и факт появления его портрета радости не вызывает. Как впрочем и протеста. Но думаю, что это наглядный пример, иллюстрирующий нашу отечественную культуру.
У каждого героя есть свои кумиры. Кому-то близок Каменский, кому-то Наговицын. Обоим посвящены масштабные изображения в Перми. Обе работы создавались с участием горожан, так как собирались народные средства. Обе работы мемориальны. Однако, в случае с Каменским - это авторское произведение художника (Александра Жунёва), переосмысливающее личность поэта и футуриста.
И, кстати, сделанное по собственной инициативе автора. А во втором - по сути - увеличенная фотография, перенесённая умеющим человеком на здание по просьбе или заказу. К художественной росписи это отнести сложно, с таким же успехом можно напечатать фотографию на баннере. Я в принципе не сторонник гигантских портретов в городской среде, особенно, когда в них нет авторской и художественной составляющей.
Ранее мы обсуждали с пермскими художниками Как интернет украл у нас стрит-арт
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.