Без гордости и предубеждения. Где все шло бойко, несмотря на кризис

Настасья Костина, специально для Casual Friday 


Это будет моя последняя колонка, друзья. И напоследок я хочу признаться в любви. Тем многим пермякам, которые несмотря ни на что – на кризис, отсутствие работы, прежних денег, настоящего пармезана, в конце концов – несмотря на все это они придумывают что-то новое, они шевелят мозгами и локтями, они умеют выкручиваться из передряг и радоваться жизни.

2015 год был очень и очень непростым почти для всех. Но при этом в Перми в каких-то направлениях случился настоящий бум – начинания либо бурно развивались, либо становились невероятно модными. В этом тексте – своего рода резюме о ключевых трендах городской жизни и бизнеса, которые особенно ярко проявились в уходящем году.

Об этом будет моя последняя колонка. Последняя в этом году ;)

Квеструмы

Как будто из голубого океана появился новый бизнес, о котором раньше в Перми не слышали ничего. Судите сами: летом прошлого года в нашем городе не было ни одной (ни одной, Карл!) escape комнаты, а сейчас их в городе – больше 50. И уже появившиеся целые сети квеструмов продолжают стремительно увеличиваться, открываются новые комнаты.

В чем секрет такого бурного роста? Во-первых, это новое развлечение. Можно сказать, что поначалу был даже wow-эффект. Во-вторых, почва для таких развлечений уже была создана: все, кто вдоволь наигрался в «Дозор» и Encounter, кто насиделся в антикафе за настольными играми – они и стали первыми игроками в квестах. А потом и другие потянулись. Это стало модным.

Причем по цене развлечение сопоставимо с 5 чашками хорошего кофе или с походом в кино (около 500 рублей на одного за час игры), а драйва и воспоминаний, конечно, больше.

Маленькие кафе

В кризис 2008 года, когда столики в ресторанах все чаще стояли пустыми, то тут, то там по городу начали открываться маленькие булочные, мини-пекарни. То есть новые заведения открывались, несмотря на общее падение этой отрасли, но они были в угоду времени гораздо скромнее. Это был новый формат для Перми.

В этом году, по сути, происходило то же самое. У нас появилось множество очень маленьких, камерных заведений. При этом качественно сделан шаг вперед: теперь это не только булочные и пирожковые – появилось много разных концепций. Например, турецкий Donner Kebab, египетская фалафельная, американские пончики от двух братьев Donut Club и многие другие. Купить на вынос теперь можно вафли с кофе, сладости, коктейли и т.д.

Очень многие из них – это так называемый street-food (уличная еда, покупаешь и уносишь с собой) или просто очень небольшие по размерам кафешки. Зачастую все эти проекты – семейные.

То есть локальные проекты, маленький семейный бизнес – вот кто жил и развивался в сфере общепита.

При этом некоторые крупные заведения закрылись, многие – выставлены на продажу. Например, нет больше в Перми Rio Churrasco, «Фамилии», давно существовавшего бара Maxim. Крупные рестораторы не спешат открывать новые места, потому что кризис серьезно пошатнул их финансовое состояние.

Хостелы

Еще несколько лет назад в Перми не было ни одного хостела – первый отрылся только в 2012 году. Теперь они появляются один за другим в разных уголках города. Этот бум низкобюджетных молодежных гостиниц начался в 2013-2014 годах и все еще продолжается. За последние полтора года хостелов в Перми стало вдвое больше: осенью 2014-го их насчитывалось порядка 15, сейчас – уже около 30.

Правда, новые хостелы появляются не потому, что это супервыгодный бизнес. Владельцы говорят, что еле выживают, балансируя на грани рентабельности (средняя заполняемость – около 40%, это именно та граница, ниже которой работать уже невыгодно). Дело в том, что в кризис многие гостиницы не смогли подтвердить свои стандарты и просто переименовались в хостелы. То есть они опустили планку и ушли в более низкий ценовой сегмент.

Была и обратная ситуация, многие ночлежки просто на волне этой моды тоже переименовались в хостелы. Хотя саму концепцию – недорогое жилье в центре города, как правило, для молодежи – они при этом не выдерживают.

Бег

Люди увлекались бегом всегда, это не что-то новое. Но именно в этом году в Перми отчетливо проявилась мода на бег. Это стало массовым и модным увлечением. Как несколько лет назад очень многие в Перми бросились заниматься йогой, так в этом году – побежали.

Конечно, для бега нужна определенная экипировка, а это траты. Но, по сути, чтобы начать, достаточно встать и побежать. Не нужно платить за абонемент в фитнес-клуб. Это – бюджетный вариант тренировок.

Получается, что многие сэкономили: они вышли из залов на улицу. Сами бегуны говорят, что это действительно так: хоть это и не единственная причина, но это способствовало развитию бегового движения.

«Умные» вечеринки

Тренд на «умные» развлечения в Перми стал особенно заметен в этом году. Десятки научно-просветительских лекций, научных боев, выступлений ученых в виде интереснейших шоу – все это стало модным и популярным у пермяков (просто обозначу эту тенденцию, а кто хочет узнать подробно, откуда она и почему вдруг – читайте интересные и спорные объяснения здесь). И, кстати, это довольно бюджетное времяпрепровождение: в силу того, что это просветительские проекты, они бывают либо бесплатными, либо за символическую сумму.

Итак, новое, камерное, или дешевое – вот три кита, на которых в этом году жили и развивались проекты в Перми.

Если говорить про предпринимательство, то за счет этих трех качеств малый бизнес вполне себе бодро выплывал в этом году. В то время как многий крупный еле сводил концы с концами.

Конечно, из-за кризиса малый бизнес тоже позакрывался пачками. Но быстро закрылся один – быстро открылся другой. Маленькая команда – это всегда более подвижный, более быстрый организм. Пока огромная махина корпорации развернется и начнет что-то менять, мелкая конторка уже 10 раз все изменит. Скидали вещи в коробки, ноутбуки под мышку – и сменили офис на более дешевый. Собрались, обсудили стратегию – и сегодня же начали делать что-то по-новому.

Если же говорить про тренды в увлечениях пермяков, то и здесь верх взяла разумная экономия. Ну, и, в конце концов, просто разум.  
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости