Арт-объекты из шпал и спортсмены Малевича

Территория Завода Шпагина на этой неделе открылась для Дягилевского фестиваля. К событию здесь создали специальную навигацию, заборы украсили огромными надписями и создали арт-объекты из металлолома и заводских артефактов. 

Над концепцией пространства работали режиссёр Владимир Гурфинкель и художник Ирэна Ярутис. «Задача стояла больше, чем преобразить пространство только для фестиваля. Нужно было сделать его функциональным и безопасным, чтобы сюда захотели приходить люди, прогуляться и отдохнуть. Было большое желание сохранить то, что осталось на заводе — это история, которую нам не хотелось потерять. Поскольку Шпагина — завод по ремонту вагонов, всё здесь было связано с железной дорогой. И в концепции мы опирались на слово «путь», с одной стороны, очень прикладное, с другой — очень философское понятие», — говорит Ирэна Ярутис. 





Дягилевский фестиваль, по словам художника, стал катализатором к преобразованию этого пространства. Его традиции и графический стиль учитывали при оформлении территории. Так как в этом году его темой стал супрематизм и символы Каземира Малевича, это получило отражение в арт-объектах и больших надписях, одна из которых многократно  гласит: «Необычайнейше». 





Система указателей на Заводе Шпагина создана из рельсов и шпал, собранных на территории. Из этих же материалов планируется позже сделать большие ворота на въезде рядом с четвёртым цехом. Одна из масштабных арт-композиций, «Музыка шпал», объединяет тему завода и фестиваля — из шпал сделали огромные клавиши, покрасив их в тёмно-серый и белый цвета. 

Художник Анастасия Ваимар и мастер кузнечного дела Владимир Кашин создали для пространства несколько арт-объектов. Для них они собирали на территории завода всевозможные предметы и материалы: металлолом, таблички, приборы, инструменты, личные вещи рабочих и многое другое. Для создания большинства работ применялась сварка.





Серия объектов посвящена точкам экскурсий, которые проходят во время Дягилевского фестиваля. Например, художники сделали интерактивный «Гиперкульман» — большой прибор для черчения, собранный из металлолома и разных заводских предметов. Есть среди объектов уменьшенные копии заводской техники: кранов, весов, сцепки между вагонов. Всё это — реальные макеты, которые художники нашли в инженерном цехе и привели в порядок.  

Из датчиков, которые устанавливают в кабинах поездов, было создано «дерево» — арт-объект Fruits of stress или «Плоды напряжения». «Платформа Маркировочная» — большой стенд из старых трафаретов, найденных в лакокрасочном цехе. По ним на заводе на вагоны наносили различные надписи. Вне рабочей атмосферы многие из них звучат почти сюрреалистично: «Выключи муфту», «Через горки не пропускать», «При манёврах не толкать.     





Вдоль дороги, ведущей вглубь территории, к цеху «Литера А», можно увидеть ряд шкафчиков, которые когда-то стояли на заводе.  Здесь есть и личные вещи рабочих: спецовки, шахматы, наушники и другие. Все они были найдены во время ремонта. Арт-объект «Слои залегания», собранный из металлолома, посвящён Пермскому геологическому периоду и формированию горных пород, выход которых на поверхность можно увидеть здесь же, ближе к станции Пермь I.

Анастасия Ваимар рассказывает, что осталось ещё немало заводских «трофеев», которые можно использовать для создания новых скульптур. И хотя фестиваль уже стартовал, они с Владимиром Кашиным продолжат работать. В ближайшее время здесь появятся новые арт-объекты.





Преображение пространства на Заводе Шпагина будет продолжаться и после Дягилевского фестиваля. В том числе, здесь собираются запустить настоящий паровоз: он будет ходить по сохранившейся на территории линии путей. Кроме того, есть задумка создать звуковое оформление этого места.




Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости