«Акуна матата». Как пермский преподаватель 4 года учила африканских студентов химии

Четыре года прожила в Африке преподаватель ПГНИУ Ирина Ракитянская. Все это время она преподавала танзанийским студентам физическую химию в Университете Додомы. За время проживания в Танзании ее отношение к стране менялось от восхищения до усталого неприятия несколько раз. 

Кандидат химических наук Ирина Ракитянская рассказала ТЕКСТу, чем отличаются африканские студенты от русских, что такое «акуна матата» и легко ли жить в Африке.




Как я стала преподавателем химии в Африке


Университет Додомы, будучи совсем новым учебным заведением, искал преподавателей. В Пермский университет пришло письмо с приглашением для преподавателей естественно-научных дисциплин: химии, физики и биологии. Я долго сомневалась, два года думала, принимала решение. Но, в конце концов, съездила в Москву на собеседование, и меня взяли. Представители Университета произвели на меня хорошее впечатление, поэтому я согласилась. В университете Додомы я проработала 4 года – это два контракта по два года.

Как Танзания меня приятно удивила


Когда я поехала в Танзанию, я чётко понимала, что то, что пишут в интернете об Африке, может быть как правдой, так и не очень. Во-первых, любые впечатления субъективны, а во-вторых, мир сейчас так быстро меняется, что то, что было правдой год назад, в данный момент может оказаться давно в прошлом. Поэтому особых ожиданий не было, я готовилась действовать по обстановке.

Можно сказать, что я ожидала бОльших трудностей и проблем, чем пришлось столкнуться. В этом смысле, Танзания приятно удивила меня.



Университет Додомы.


Как я привыкала к Африке


К Африке привыкала я около полугода. Сложнее всего было принять окружающих такими, какие они есть. Танзанийцы сильно отличаются от нас по темпу жизни, по отношению к ней. Там всё медленно, не спеша и... не агрессивно. Совсем не так, как у нас.

И да, ещё трудно было привыкнуть к левостороннему движению на улицах. Оказывается, вот это «посмотрите налево, потом посмотрите направо» так глубоко в нас сидит, что для того, чтобы переучиться, требуется длительное время. 
 
Жили мы в доме, который для нас снимал Университет. В Африке жить намного легче, чем в России. Хотя бы потому, что не нужно заботиться о тёплой одежде, потому что почти круглый год есть свежие продукты. И очень мало, гораздо меньше, чем в России, агрессии в повседневной жизни. И да, в Танзании почти всё дешевле, чем здесь.

300 студентов на лекции, или как я преподавала в Танзании


Преподавание в Университете Додомы от нашего, конечно, отличается. Начать с того, что у меня на лекции могло сидеть до 300 студентов. И столько же на семинаре, и на контрольной. Все разом, никто на группы их не делил. У коллеги, которая преподавала экономику, было около 500 студентов в аудитории.

Контроль - и промежуточный, и экзамены - только письменно. Вариант - один для всех, чтобы все были в равных условиях. Были, так сказать, и африканские особенности. Например, могло не быть электричества, поэтому я презентации никогда не готовила, во время лекций писала на доске.




Об африканских студентах


Студенты, мне кажется, везде примерно одинаковые. Они молодые, жизнерадостные, любопытные. Контрольные хотят попроще, лекции покороче. Беспокоятся об оценках и о том, что подумает преподаватель. Но вот подчёркнутого уважения к преподавателю в Танзании больше. Проблема танзанийских ребят в том, что в силу ряда причин их кругозор намного уже, чем у российских. В первую очередь потому, что на суахили очень мало переводится книг и фильмов, а английским так, чтобы спокойно смотреть кино, владеют очень не многие.

Кстати, про Пермь студенты ни разу не спрашивали. Для них Россия - это Москва. В лучшем случае, Санкт-Петербург. И им очень сложно представить масштаб нашей страны. Ведь в Танзании почти всюду можно добраться за один день. Да и спрашивать преподавателя-иностранца о чём-то, не связанном с учебным предметом, страшновато.

Как я качалась на эмоциональных качелях и думала все бросить


За время проживания в Танзании мое отношение к этой стране менялось от восхищения до усталого неприятия несколько раз. Я словно качалась на эмоциональных качелях: то меня доводило до белого каления поле-поле, то я радовалась солнцу, пронзительно синему небу и цветущим деревьям. То нервничала, что в университете кроме столов в лабораториях нет ничего, а с тебя пытаются требовать какой-то научный результат. То впечатлялась, когда студенты подчёркнуто уважительно здоровались: «Шикамо, доктор!». Качели ходили то вверх, то вниз, иной раз думала: «Бросить всё, и домой, домой!». А на следующий день: «Да ладно, ещё поживу, ещё есть чему радоваться».

«Акуна матата», или что дали мне 4 года в Африке


И все же, Африка подарила мне спокойствие, умение расслабиться и перестать бороться с ветряными мельницами - лучше посидеть и полюбоваться ими. Знаменитая фраза «акуна матата» - это целая философия! В России мы постоянно спешим, постоянно напряжены, постоянно озабочены чем-то и редко бываем довольными и умиротворёнными.

В Танзании люди, наоборот, чересчур расслаблены, порой ленивы и, как правило, не предусмотрительны. Это другая крайность. Но если найти в этом что-то посередине - мне кажется, это будет то, что нужно, чтобы быть счастливым.




О возвращении домой


Через две недели будет ровно год, как я вернулась домой, в Пермь. За время жизни за границей дома накапливают дела, которые нужно решать. Кроме этого, в России гораздо приятнее обновлять гардероб.

Пока я не планирую снова куда-то уезжать, мне хочется здесь, дома, реализовать кое-какие задумки. Но в будущем - почему бы и нет? А Танзания это будет или что-то ещё - покажет время.
Татьяна Семилейская (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости