7 качеств успешных пермских стартапов

Настасья Костина, специально для Casual Friday 


«Не, я не танцую. Я для этого недостаточно выпил», – сказал один из айтишников-стартаперов на встрече пермского клуба инноваторов. Тогда после умных дискуссий всех развлекали танцевальным мастер-классом. Но самих предпринимателей-айтишников на нем почти не было. Все потому, что они в это время продолжали спорить и обсуждать друг с другом свои идеи и проблемы. Думаю, они могли бы делать это даже и в танце, да просто пропустили начало.

Пообщавшись с успешными IT-стартаперами в разных ситуациях, я заметила много схожего в очень, казалось бы, разных проектах. Речь именно о молодых проектах и предпринимателях. 

Знаменитые уже буквально на весь мир «Танки Онлайн», платежное решение для издателей игр от Xsolla, борьба с пиратством в интернете от Pirate Pay, поиск по видео от Macroscop, болтливые роботы-промоутеры от Promobot, музейные гиды Maugry… – всех не перечислить, это – лишь маленькая часть успешных пермских IT-проектов, родившихся в этом веке. Некоторые из них – резиденты «Сколково», некоторые – уже давно не стартапы, а многомиллионный бизнес. 

Начинались они все по-разному. Но очень условно их идейных вдохновителей можно разделить на два типа. И в зависимости от этого дело зарождалось либо так, либо иначе. 

«Фанатики». В позитивном смысле. Эти люди в 9 лет собирают своего первого примитивного робота, в 13 лет продают свой первый сайт, они все детство режутся в онлайн-игры, а потом делают из детского увлечения взрослый бизнес.

«Бизнес в стиле fun» – это про них. 

Все инди-разработчики – то есть независимые, маленькие команды – это такие вот увлеченные ребята. Например, гейм-разработчики из Brainy Studio. Когда они начинали, самому молодому участнику их команды было 15 лет. Вряд ли они вообще думали, «а чем бы заняться в жизни», какой такой «проэкт» затеять. Они просто делают то, от чего их прет. В прошлом году Microsoft признала их лучшими начинающими игроделами в мире.

«Предприниматели на все 100». Так можно назвать не просто тех, кто «предпринял» свое дело, а этаких «тиньковых» и «чичваркиных», которые с сумасшедшей энергией берутся за любое дело. Часто они выбирают его совершенно случайно, но обязательно с пониманием, что это будет суперперспективно. Для них главное – сделать его, сделать круто, ну и конечно заработать миллионы. Хотя про деньги многие из них говорят, что это вовсе не главное. Они нужны, чтобы не думать о них, а мчаться дальше и дальше. 

Один из пермских стартаперов рассказывал, как он ежедневно смотрит интервью мегауспешных бизнесменов – впитывает, заряжается, и мечтает стать таким же.

Некоторые авторы, изучавшие успешных личностей, называют главное качество таких людей «внутренний дятел». Это какая-то непреодолимая тяга бежать, лететь и добиваться поставленных целей. Таких не успокоить. 

Такие спят мало, говорят быстро, и могут мчаться по беговой дорожке прямо во время работы за компьютером. 

Еще бывает «адская смесь» этих двух типов. Нет, на самом деле в каждом из удачных начинаний и зачинателей есть и то, и другое. «Чистых» видов не бывает.

Проанализировав разные пермские примеры молодых успешных IT-проектов, могу сказать, что у их основателей и команд в целом много общего. Например: 

1. Они всегда задумывают проект не как пермский, а мирового масштаба. Как минимум – всероссийского. Это такой глобальный взгляд на бизнес.

2. Они на ходу меняют решения. Долгосрочные и догматические планы – это уже прошлый век. Все меняется быстро, и представители современных проектов так же быстро подстраиваются под реалии.

3. Они ошибаются быстро. То есть быстро начинают, пробуют самые разные проекты – «прощупывают» почву, а если не вышло – ну и хорошо, что не слишком долго бились как рыба об лед. «Факап на старте – это нормально», - говорили как-то создатели «Танков онлайн».

4. Они всегда посещает крупные профильные мероприятия – форумы, инновационные выставки и т.д. Это и для того, чтобы знать, что делают другие, и для того, чтобы как можно больше мелькать со своим проектом.

5. Они делают креативное промо. Они балуются и дурачатся, как Брэнсон в костюме стюардессы. Вот пермский робот занял должность в московском вузе (как это?!), вот он на пару с японским держит ленточку, которую на технофоруме разрезает мэр французского города, а вот его сбивает машина: «Скандал! Безобразие! Кто этот негодяй?!» (в компании, конечно, утверждают, что это не было инсценировано).

6. Они постоянно учатся, узнают новое. Причем не только в своей узкой нише, но и в том, что, так или иначе, может пригодиться: следят за новинками технологий, за изменениями в законодательстве и т.д. Причем учиться молодые технопредприниматели могут как в вузах (часто за рубежом, плюсом к своему базовому пермскому образованию), так и самостоятельно. Здесь, пожалуй, самый яркий пример – пермяк Александр Агапитов, создатель Xsolla. Он так и не окончил университет, и говорит, что практика и самообразование – несравнимо ценнее.

7. Они знают английский. Либо быстро его учат, когда приспичит.

Вот такие, казалось бы, нехитрые и понятные качества. Но все-таки без этого на мировое господство рассчитывать нечего :) 

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости