2-ая ул Лумумбы: какие названия улиц предлагается запретить в Перми

Скандалов, связанных с наименованием и переименованием объектов топонимики и особенно с размещением объектов искусства, в Перми уже было немало. Поэтому неудивительно стремление Совета по топонимике при главе Перми разработать чёткие, понятные и долговечные правила, снимающие большую часть недоразумений. Техническое задание к разработке концепции было оформлено ещё в декабре 2013 года, в апреле 2014-го создана рабочая группа во главе с гражданским активистом Денисом Галицким.

Как сообщает «Новый компаньон», концепцию обсудили эксперты на «круглом столе» в мэрии.

Основными новациями концепции, разработанной Денисом Галицким, являются практически полный отказ от бюджетного финансирования и опора на общественное мнение. Авторы документа предлагают все расходы по переименованию улиц или установке арт-объектов возложить на инициаторов этих событий, а их содержание — на собственников зданий и территорий. По поводу изучения общественного мнения концепция не предлагает никаких механизмов, просто утверждает, что оно нужно. 
 
Весь документ разбит на три большие части, посвящённые топонимике, мемориальным объектам и арт-объектам.

В разделе о топонимике предлагаются принципы, согласно которым можно переименовывать улицы:

— каждое название должно быть уникальным, чтобы не было «1-й и 2-й улицы Строителей», а также чтобы избежать «дублей» в разных микрорайонах города;

— название должно быть максимально стабильным, без риска дальнейших переименований;

— название должно базироваться на истории и традициях Перми;

— название должно быть удобным в употреблении;

— название должно быть благозвучным;

— название должно быть приемлемым для разных групп населения, чтобы минимизировать возможные социальные конфликты.

Предлагается приоритет при наименовании объектов топонимики отдавать именам, связанным с историей Перми, а фигуры вроде пресловутого Патриса Лумумбы (который чуть не выиграл в своё время интернет-голосование как претендент на звание «Имя Перми Великой») аккуратно отсекать. Кроме того, предполагается, что улицы будут называться именами прилагательными («Чеховская», «Пушкинская», а не «Чехова», «Пушкина»). Наконец, концепция предлагает закрепить законодательно, что нельзя использовать в топонимике имена недавно умерших людей, нужно выждать 30 лет.

Согласно документу, любую улицу можно переименовать, но процедура эта не должна быть простой, чтобы максимально обезопасить город от случайных наименований.

Начинается «канитель» с заявления сторонников переименования в Совет по топонимике, который решает, целесообразно ли начать процедуру. При положительном решении инициаторы переименования должны собрать подписи своих сторонников, а на улице тем временем размещается временная табличка с двумя названиями — старым и новым. После этого проводится социологическое исследование, и, если оно подтверждает согласие горожан на переименование, вопрос поступает в Пермскую городскую думу.

К компетенции гордумы относится лишь переименование уже существующих улиц. Названиями для новых объектов топонимики занимается администрация Перми, чтобы не затягивать процесс. 
 
Отдельно в концепции оговаривается наименование остановок общественного транспорта. Приоритет отдаётся стабильным географическим наименованиям, например, «Андроновские пруды», но не исключены и наименования в честь расположенных поблизости учреждений.

В раздел концепции, посвящённый мемориальным объектам, вошли мемориалы, памятники, а также мемориальные доски и памятные знаки. По мнению авторов концепции, мемориальные доски должны быть указателями значимости места, а также напоминанием о людях. Содержание доски должно быть возложено на собственников здания («Других вариантов нет», — утверждает Денис Галицкий.)

Памятники предлагается устанавливать только людям, связанным с Пермским краем. Новых Лениных и Пушкиных на пермских улицах отныне не предвидится. И всё — по «народной подписке», чтобы не за счёт бюджета.

Наконец, третья глава концепции связана с пресловутыми арт-объектами. Предлагается совершенно оригинальная, вряд ли где-то в мире существующая процедура: мэрия должна выбрать 10 уважаемых экспертов-искусствоведов, да таких, чтобы они были знатоками и приверженцами разных направлений в искусстве, и аккредитовать их сроком на три года. Инициатор установки арт-объекта должен собрать положительные заключения троих из этих экспертов, чтобы начать процедуру, в которую входит временная — на один год — установка объекта и изучение общественного мнения о нём. И лишь после получения положительного общественного мнения объект может стать «долгосрочным».
Александр Волков (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости