«Одно из ста лучших бюро в мире»

На днях архитектурное бюро wHY опубликовало у себя в инстаграме очередные рендеры нового здания Пермского театра оперы и балета. Текст под публикацией не совсем дежурный — архитекторы представляют проект как этапный, суммирующий предшествующие проекты.

Для меня это стало импульсом наконец поговорить о том, что это за бюро, тем более, что в городской прессе о них до сих пор не было статей.





Лидером WHY является тайский архитектор Кулапат Янтрасаст, в начале своей карьеры один из партнеров в архитектурной мастерской Тадао Андо — признанной мировой звезды архитектуры, лауреата архитектурного аналога Нобелевки, премии Прицкера. Выбор мастерской для начала карьеры не случаен. Янтрасаст после получения диплома с отличием продолжил своё обучение в Японии, ведущей архитектурной школе в послевоенное время не только в Азии, но и в мире.

В мастерской будущий основатель wHY курировал на месте постройку ряда знаковых строений, среди которых музей современного искусства в Форт Уорте в Техасе, в котором очень ярко раскрывается творческий метод Тадао Андо. Он —  минималист, его архитектура построена вокруг трёх составляющих: фактура поверхности, почти храмовое ощущение света и гармония пуристского белого и цвета материалов. 



Фото www.tadao-ando.com

Музей в Форт Уорте — одна из признанных достопримечательностей Техаса, сложная стеклянная структура, в которой право голоса отдано отражению воды на поверхности фасада, бетонной опалубке обнаженной конструкции потолка и чистому белому кубу самой галереи. По этим поверхностям скользит свет, разливаясь и подсвечивая детали — такие вещи не передают фотографии, их нужно наблюдать воочию и так умеет только Андо, за что и получил премию.

Специалисты по общественным пространствам


После успеха проектов начала двухтысячных Кулапат Янтрасаст в 2003-м году основал своё архитектурное бюро wHY. Его первым значимым проектом стал художественный музей в городе Гранд-Рапидс в Мичигане (в динамично развивающемся городе, современной пивной столице Америке), реализация которого завершилась в 2007-м году.





Ключевым фактором в выборе архитектора стал опыт Янтрасаста в проекте музея в Форт Уорте (по сути бюро получило американскую прописку в Лос-Анжелесе и Нью-Йорке именно из-за этого заказа).

Концептуально первое здание wHY повторяет многие ходы архитектуры Тадао Андо, учителя — здесь и множество стекла, и обнаженная бетонная опалубка стен выдающегося качества. Главной особенностью комплекса является то, что он стал первым музеем в мире, сертифицированным LEED Gold – такую сертификацию выдают за энергоэффективность и экологичность проектов. Здание плавно продолжает ландшафтный парк архитектора Майи Лин, отражая зеленные кроны во входной группе, зеркальном щите.

Настоящую известность wHY принёс проект расширения художественного музея в Луисвилле. В конкурсе бюро Кулапата Янтрасаста обошло множество звездных заявок: участвовали, например, Бьярке Ингельс и Snøhetta. Проект выделяет использование консоли для входной группы из гофрированных металлических панелей и фриттованного стекла, которые бесконечно зеркалят и создают ощущение очень глубокого пространства.





Внутри, подобно архитектуре Андо, торжество белого света и бетонных поверхностей. В инженерной составляющей — всё то же внимание к энергоэффективности и экологичности. Как любит повторять сам Кулапат Янтрасаст в своих интервью: «Через двадцать или тридцать лет у людей, возможно, будет другое представление об искусстве. Они, возможно, захотят изменить музей, и моя задача, как архитектора, заложить такую возможность».

После успеха этих двух музеев бюро wHY получило репутацию специалистов по общественным пространствам. Их проекты последних лет: музей азиатского искусства в Сан-Франциско, центр искусств и музыки в Пало Алто, находящийся рядом со штаб-квартирой Google, галерея Дэвида Кордански в Лос-Анджелесе. Два проекта стоит выделить особо: это расширение крыла им. Майкла Рокфеллера музея Метрополитен в Нью-Йорке, одного из самых известных в мире, и университетский музей Гарварда с очень серьёзной коллекцией.

Для обоих проектов wHY выбрали без конкурса. Директор музея Метрополитен Макс Холяйн представлял проект так: «Эта реконструкция основной части мировой коллекции Метрополитена благодаря экстраординарному дизайну Кулапата Янтрасаста станет проявлением нашей способности еще больше продвинуть понимание, оценку и контекстуализацию наиболее значимых мировых культур».





В конце 2019-го года журнал AD, входящий в холдинг Conde Nast, назвал бюро wHY одним из 100 лучших бюро мира, при этом отметив качество их проектов. С тех пор бюро разработало проект нового здания Пермского театра оперы и балета и сделало один из лучших новых парков мира в Торонто.

Новая сцена как танец балерины во вращении


Какие основные черты их архитектуры? Как и большая часть современных японских архитекторов, к школе которых принадлежит Янтрасаст, одной из основных тем для wHY является прозрачность, визуальное растворение бетона за счёт стекла и зеркалящих поверхностей до состояния естественного материала, почти камня. Так работают лауреаты Притцкера Тадао Андо, Казуё Седзима, Рю Нисизава, Тойо Ито. 

Японская архитектура тяготеет к включению внешнего пространства в архитектуру здания или же доведению границы между ними до состояния неразличимости. Японская современная архитектура впервые продемонстрировала этот трюк на Парижской всемирной выставке в 1937-м году, когда ученик Ле Корбюзье Дзюндзо Сакакура создал модернистский павильон в духе учителя, при этом сделав шаг дальше и инкорпорировав внутрь объёма здания сад.




Янтрасаст создаёт архитектуру прозрачную, много работает с ландшафтным дизайном, его здания всегда вписаны в окружающую действительность. Они экологичны, энергоэффективны и натуральны — в них даже стекло и бетон кажутся естественными материалами.

Проект нового здания Пермского оперного театра суммирует эти принципы — в центре города должен появится новый образ, который одновременно будет зеркалить поверхность Камы и при этом принесет с собой новый ландшафтный дизайн. В него заложен новый парк, цель которого связать территорию Городских горок от планетария с центром, открыть вход на Шпагина с Ленина и привлечь людей как из Мотовилихи, так и из центра, объединив город. 





Архитектурно Новая сцена — сложный криволинейный объем из полупрозрачных поверхностей, неправильный цилиндр с вложенным коробом, подобным танцу балерины во вращении. Так говорят сами архитекторы, но можно и без метафор — это объём самой сцены, покрытый деревом и медью, которые создают ощущение проросшей сквозь здание природы в духе Тойо Ито. Кажется, никто ещё в Перми не обсуждал этот проект с точки зрения настоящей архитектурной критики — внутри контекста архитектуры, к которой он принадлежит. А с такой точки зрения у него фантастическое качество.

Александр Михайлов для интернет-газеты ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости