«Закамский бодрячок» – такая растяжка висела в закамском парке культуры и отдыха еще пару лет назад (это была реклама утренней гимнастики в парке). Теперь ее там нет, но есть бесплатный Wi-Fi, самый большой в Перми зеркальный лабиринт, веревочный городок Monkey Park, а на дорожках парка написаны мудрые высказывания известных людей.
Этим летом здесь прошла акция «Буккроссинг», когда люди приносили в парк книги, и «Фримаркет», на котором горожане делились хорошими, но уже ненужными им вещами.
Все лето по четвергам здесь играет духовой оркестр. А буквально на днях у парка даже появился свой Instagram . В ближайшее воскресенье, 10 августа, здесь будет день японской культуры «Танабата-Фест» – с бесплатными мастер-классами по оригами, икебане, боди-арту и т.д. А 12 августа, здесь пройдут танцевальные батлы, будут выступать гости из США (это будет открытый фестиваль уличной культуры «Августин»).
Так парк изменился за год. Самый известный в России случай, когда заурядный совковый «парк культуры» превратился в продвинутое место отдыха – с велодорожками, бассейнами, шезлонгами, и прочими «фишками» – это, конечно, история преображения парка Горького в Москве. Это произошло в 2011 году, когда директором туда пришел Сергей Капков и внедрил в парке массу новшеств. Теперь это одно из самых любимых мест у молодежи и «креативного класса»: по чекинам пользователей Facebook, московский парк Горького вошел в ТОП-25 самых посещаемых мест планеты. К слову, журнал GQ признал Капкова «Открытием 2011 года».
Так вот, можно смело сказать, что в Перми появился «свой Капков».
Примерно год назад в закамском парке поменялся директор, и с тех пор там все пошло не так – не так, как было до этого. Новым директором по конкурсу стала Анастасия Ефремова, бывшая чиновница – сотрудница краевого министерства культуры, юрист по образованию. Стоит сказать, что в Минкульте она работала на ведущих должностях и как раз в годы «культурной революции», с командой бывшего губернатора Олега Чиркунова.
Первое, что она сделала, придя в парк – оформила в собственность парка землю под ним и лесной массив. Потому что, как оказалось, документально это не было доведено до конца и не позволяло сделать даже элементарные шаги: ни лыжную трассу по лесу проложить, ни с арендаторами разобраться. А на территории парка чего только не было – здесь продавали компьютеры, автозапчасти, автомобили, был стоматкабинет и незаконная автостоянка.
«Не было ни цели, ни миссии, ни концепции. А без этого мы бы топтались на месте, и не было бы никакого развития», – рассказывает Анастасия Ефремова. Она взялась cформулировать эти вещи со своей командой (которая, кстати, серьезно обновилась, хотя директор говорит, что никого не увольняла – «сами решили уйти»).
«Город для жизни, город для людей – я с этой миссией шла в парк», – говорит она. Анастасия не скрывает, что опыт Капкова ее вдохновил и в чем-то она ориентировалась как раз на него. Создать современный парковый комплекс – такую цель поставила новый директор.
С командой они выделили три главных приоритета – «насыщенность, доступность, безопасность».
То есть здесь стали проводить множество мероприятий для самой разной аудитории – мастер-классы, маркеты, экскурсии и др. «Дети, мамы с колясками, пенсионеры и молодежь – нужно, чтобы учитывались интересы всех», – считает директор парка. При этом все мероприятия бесплатные. Например, зимой в парке залили единственный в районе бесплатный каток – кататься приезжали даже из центра Перми.
Что касается третьего пункта – безопасности: наняли охранное агентство, и сейчас парк постоянно патрулируют. Кроме того, на территории установили видеонаблюдение, а буквально в эти дни его заканчивают монтировать еще и на аттракционах.
Пирующие компании обычно силой не выгоняют, говорит директор парка, просто вежливо просят – «Ребята! Давайте не здесь». «Иногда силовые методы не работают», – считает Анастасия. Говорит, что бывали такие случаи: посетители лузгали семечки прямо на тротуар, хотя урна была рядом, охранник подходил к ним с веником и совком ¬ – мол, уберите за собой. Некоторые убирали.
Все это время люди реагировали на изменения в парке по-разному. Реакция была от самой негативной до восторженной, говорит директор. Простой пример: однажды Анастасия участвовала в росписи асфальтовых дорожек парка разными афоризмами и, надев халат, сама рисовала надписи краской. Некоторые люди, проходя мимо, ругались – «Вы портите аллеи!». Молодые ребята радовались: «Ой, посмотри – у нас, как в городе!».
«Такое классное чувство, когда что-то делаешь и делаешь сам! – говорит Анастасия. – И потом видеть реакцию людей – а они читают эти высказывания, задумываются, обсуждают – это такое приятное чувство. Ощущаешь удовлетворение от того, что можешь хоть что-то донести до людей и поменять их сознание хоть чуть-чуть на более позитивное!».
При этом кое-что все-таки приходиться буквально насаждать. Например, униформу для работников. Сейчас они все ходят в желтых футболках, кепках, и в прохладную погоду – в таких же куртках. Но поначалу сопротивлялись и отказывались ее носить, рассказывает директор. Летом сотрудники-мужчины могли ходить даже топлес.
Эта «культурная реформа» в закамском парке только началась. Будут и другие новшества.
Директор думает, например, об установке бесплатных зарядок для мобильных гаджетов (такое уже давно практикуется в мире в развитых общественных пространствах), о центре для ребят-роботехников, о собственном радио в парке. Были мысли даже о создании коворкинга. Сделать парк удобным для инвалидов, ей тоже хотелось бы. «Но пока не двигались в этом направлении. Это вопрос денег».
Стоит отметить, что доходы парка в этом году должны вырасти до 17 млн рублей (вместо 14 млн в прошлом году). Все заработанные средства идут на его содержание.
В 70-80-е годы закамский парк был намного популярнее пермского парка Горького, говорит директор.
«Мне рассказывали, что в то время очень многие приезжали из центра Перми именно сюда. Муж мне рассказывал – садились на автобусы и ехали в парк. В 1984 году он был переименован в «Центральный парк культуры и отдыха города Перми». А сейчас, когда мы пришли сюда, поняли, что вообще мало кто даже знает про него», – рассказывает Анастасия Ефремова. Именно былой популярности закамского парка она и хочет добиться вновь. «Это вполне реально!», - утверждает Анастасия.
Кстати, сейчас в парке усиленно думают над его названием. Безликий «Парк культуры и отдыха Кировского района» должен получить новое имя и стать брендом. Название еще не выбрали, но кое-какие варианты набросали:
Пермские кинотеатры временно отказались от пиратских фильмов
Из расписания крупный российских киносетей пропали голливудские фильмы, которые демонстрировались в рамках «предсеансового обслуживания». Например, вторая часть «Дюны». В Перми показы в рамках «предсеансового обслуживания» проходили в «Мягком кинотеатре» и «Синема 5».
По данным РБК, отказ от голливудских блокбастеров будет временным - с 18 апреля по 12 мая. Он связан с требованием дистрибьюторов не показывать пиратский контент в эти даты, а поддержать легальные фильмы. При отказе - кинотеатры могут лишиться прав на прокат легальных лент.
Эксперты не исключают, что давление на киносети может распространиться и на другие периоды.
Александр Волков (интернет-газета ТЕКСТ). Фото Freepik.
19 апреля 2024 | 10:05
Историки поддержали перенос могилы «проклятой дочери» в Перми
Проект переноса могилы «проклятой дочери» в Перми успешно прошел историко-культурную экспертизу. Надгробие Таисии Девеллий (1800-1807) переносится ближе к «Церкви Успения Пресвятой Богородицы» и могиле майора Н.А. Теплова на Егошихинском кладбище. Надгробие Таисии Девеллий представляет собой оригинальное произведение русской мемориальной пластики в стилистике классицизма. Предположительно, символы, изображённые на плите, были взяты из справочника.
На надгробии Таисии Девеллий изображена «адамова голова», вписанная в своеобразную раму – змею, кусающую себя за хвост. Надгробие описывалось в художественных произведениях А.П. Гайдара, М.А. Осоргина, А.Д. Крашенинникова, многочисленных газетных публикациях. Неверное истолкование символов вечности и спасения как символов греха, смерти и опасности привело к появлению рассказов и легенд о «Могиле проклятой дочери».
Отец маленькой Таисии Александр Иванович Девеллий на самом деле был просвещенным пермским чиновником на рубеже XVIII–XIX вв., а дед Жан-Луи Девельи – известный французский художник на русской службе, стоявший у истоков Академии художеств.
Еще в середине XX в. плита была перенесена в Пермский краеведческий музей. Сейчас надгробие возвращено на свое историческое место, у южной стены Успенской церкви. При возвращении плиты обратно из музея на Егошихинское кладбище был допущен ряд ошибок. Во-первых, плита была положена не на свое место, далеко от дорожки, ведущей к паперти Успенской церкви. Во-вторых, на новом месте первоначально был возведен целый мемориал: чугунная оградка, внутри которой устроен бетонный подиум, на который и помещена, словно экспонат, могильная плита. Бессмысленность и неуместность такого решения были особенно заметны после дождя, когда в более низкой центральной части барельефа скапливалась вода, превращая надгробие в лужу.
Первоначально же плита укладывалась непосредственно на землю, и дождевые воды стекали в землю через глазницы черепа и провал носа, оставляя внутреннюю поверхность памятника сухой. Отверстия, из которых складывался художественный образ, служили еще и дренажными отверстиями. Можно догадаться, что сквозь них неизбежно пробивалась трава, словно подчеркивая всепобеждающую силу жизни.